Как наш корреспондент училась на балалайке играть

Как наш корреспондент училась на балалайке играть

Впервые в жизни взяла в руки балалайку. Слежу, чтобы колки были на уровне плеча и сразу понимаю: плохому балалаечнику ногти мешают.

Мой наставник — единственный в Кавказском районе учитель игры на балалайке, он же преподаватель отделения народных инструментов музыкальной школы №2 Кропоткина Александр Николаевич Теслин, заботливо уложил мои пальцы на грифе в аккорд. Мы только что освоили арпеджиато (по словам учителя, погладила струну «как кошечку») и бряцание — исключительно балалаечный бой (провела по струнам указательным пальчиком вверх и вниз). До-до-си-си-ля-ля-ля-си. Угадали? Это же «Во саду ли в огороде»! Нотной грамоте я не обучена, так что пришлось зазубрить последовательность. Александр Николаевич помог сгладить неумелую игру, взяв в руки вторую балалайку. Дуэтом русская народная песня зазвучала гораздо лучше.

К Александру Теслину меня привело редакционное задание – сделать репортаж ко Дню балалайки. Днем раньше я познакомилась с его учеником — двенадцатилетним Никитой Гатиловым, не по годам серьезным молодым человеком. За победы на всевозможных конкурсах его фотография украшала городскую Доску почета. Никита рассказал, что изначально не рассматривал балалайку как «свой» инструмент:

Я пришел в музыкальную школу, чтобы научиться играть на гитаре. Но выяснилось, что мои пальцы недостаточно длинные. Но я ни капли не пожалел: на балалайке проще играть из-за меньшего количества струн, а по возможностям она ничуть не уступает гитаре. Мое любимое произведение — «Мексиканский танец».

О своем учителе Александре Николаевиче Никита отзывался, как о человеке, который буквально живет музыкой. Таких, как Теслин, в жизни встречаются единицы. Увлеченный, талантливый, не видящий горизонтов: мир музыки для него открыт и в то же время манит новыми тайнами. Александр Николаевич играет на всех инструментах: духовых, струнных, ударных, клавишных. Мнимая простота игры на балалайке обманчива и не должна вызывать легковесного отношения. Александр Теслин убежден:

Балалайка — это душа России. У нее столько оттенков, столько мягкости, и в то же время виртуозности и яркости, перепадов. Она отражает культуру российского народа. В одном произведении инструмент может передать состояние души, вызвать самый широкий диапазон чувств – от драмы и меланхолии до мощнейшего ликования. При этом балалайка легко впитывает любой жанр, и это звучит гармонично и оригинально.

Александр Теслин знает, о чем говорит. С балалайкой в руке он десять лет в составе квартета «Ива» гастролировал по Европе. В 90-е годы коллектив профессиональных народников из маленького городка на Кубани завоевал признание западных соседей. Музыканты не боялись экспериментировать: перекладывали на традиционные инструменты современную музыку, даже тяжелый рок, совмещенный с казачьим фольклором, вызывал бурю оваций.

Александр Теслин следит и радуется достижениям своих учеников. Его гордость — Екатерина Солдаткина, которая собирается поступить в музыкальное училище и присылает учителю сложнейшие произведения в своем исполнении. Сам педагог мечтает освоить новые инструменты — гобой и фагот.

Александр Николаевич Теслин почти 30 лет учит детей игре на народных инструментах. Педагог в музыке – это профессия в профессии, убежден мой собеседник:

Есть шикарные музыканты, которым трудно преподавать, а бывают профессионалы, которые не выступают, но воспитывают настоящих звезд. Я стараюсь научить ребят игре на инструментах, исходя из их способностей и возможностей. Скорее всего, я не строгий педагог и предпочитаю мотивировать детей.

Юлия Шигина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!