В революциях правды нет

В революциях правды нет

Уроки столетия

В обществе до сих пор нет единой оценки того, что произошло в России 100 лет тому назад

Октябрьская революция после распада СССР — это предмет идеологического конфликта в государстве. Советские люди считают события 1917 года действительно революцией, которая принесла мир — народам, фабрики — рабочим, землю — крестьянам, букварь — неграмотным. Великие стройки — это непременные достижения социализма. Но невозможно отрицать и трагических последствий, красный террор, силовые методы с несогласными. Другие, достаточно авторитетные люди, называют это событие века октябрьским переворотом в России, но в то же время с восторгом рассуждают об оранжевых революциях на постсоветском пространстве… Особо сложное отношение к революционным процессам 1917 года и ее последствиям имеет расказаченное население Кубани и духовенство.

Невосполнимые потери

Настоятель Свято-Покровского собора игумен Андрей (Мороз), участник XXV Международных Рождественских чтений в Москве об объективных оценках истории советского государства — на встрече с журналистами редакции районной газеты «Огни Кубани.

— Красный террор самым жестоким образом прошелся по казачеству и духовенству. И потому революция 1917 года не может не оставить обиды в наших сердцах. Коренные жители станиц Кавказской, Темижбекской и Дмитриевской были истреблены, посажены в тюрьмы, сосланы, заморены голодом. Невосполнимые потери понесли Православная церковь — на территории хутора Романовского и Кавказского района были разрушены храмов, духовенство претерпело изгнание, смерти.

Без итогов

— Святейший Патриарх Кирилл на главных Рождественских чтениях предложил именовать годовщину 100-летия революции 1917 года Уроками столетия. Мы жили при Советском Союзе (только самые юные не знают этой эпохи). Это было время нашей молодости, нашего становления. И мы, конечно же, понимаем, что плохого в отношении нас, как личностей, не происходило. Мы пользовались достаточно хорошим медобслуживанием, получали бесплатное образование в вузах благодаря своим знаниям. Гуманности и бескорыстия в отношениях между людьми было больше. Поскольку мы живы и помним это, нельзя подвести итог столетия. Объективную оценку веку может дать поколение, которое придет после нас. Вот они и будут абсолютно свободны от идеологических пристрастий в отношении последнего императора, вождей, которые пришли ему на смену. Ведь очень многое сегодня разобщает наше российское общество. И вносить некое напряжение со стороны Церкви, подводя итоги столетия, не следует. Я думаю, что позиция Святейшего Патриарха очень правильная.

Что касается революции как таковой, то мы сегодня имеем возможность наблюдать происходящая в других государствах.

Слом общества

Благодаря вашим коллегам, мы знакомы с разными точками зрения на события. Мы живем в глобальном мире и следим за глобальной журналистикой разных народов, религий, государств. Сегодня любую революцию можем оценивать с разных сторон, и мы понимаем, что в любой революции правды нет никакой. Революция несет слом не только власти, но и экономических отношений. Принято считать, что изменение правопорядка на советском пространстве в 91-93-х годах — это была бескровная революция. Но мы же видим, что ее плодами стали распад государства, сокращение населения на 1,5-2 миллиона ежегодно, конфликты в странах СНГ. По формальным признакам революции не делают людей счастливыми. После революционных процессов общество ослабевает: начинают процветать социальные негативные процессы — национализм, религиозный радикализм.

Из благой формы - в уродливую

На самом-то деле желание человека осмыслить себя частью какой-либо национальности — это хорошо, потому что каждый народ имеет свою культуру, знаковые исторические события, которыми может гордиться. Но умелый манипулятор перегибает это так в пользу исключительности, что, казалось бы, нормальная реакция человека превращается в уродливую форму национализма, сепаратизма.

Бунты противны христианству

Я не сторонник утверждения, что в мире все зависит от экономики. Считаю, что в обществе все зависит от культуры, а экономика бывает цивилизованной только при общем высоком уровне культуры. Рвачество, умение оставить людей без зарплаты, когда человек человеку волк, коррупция, сокрытие налогов — все это вне культуры. Даже когда гражданин выглядит интеллигентным, к примеру, Ходорковский, — и Пушкина с Достоевским, и классиков европейских читает. А если директор какого-либо месторождения неуступчив — можно и разделаться… И ведь таких много. А если их призывают к закону, те призывают людей к революциям. Все бунты, которые разжигают низменные страсти, противны христианству. Революции не служат целям и задачам православия.

Марина Смирнова.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!