Репортаж из кабинета психиатра-нарколога поликлиники станицы Кавказской
По центру станицы Казанской он бежал быстрее ветра, в жилах пульсировала скорость, казалось, что «сердце подкатывало к горлу».
Только через час он осознал, что уже не сверхчеловек, а пациент, которого «отпустило», и сейчас он отвечает на вопросы нарколога.
— Замерз? — спросила Лариса Анатольевна.
— Да.
— Ты почему бегал по улице голый?
— Одежду я выбросил. Под ней были тараканы и черви, они кусали меня…
Врач психиатр-нарколог центральной районной поликлиники станицы Кавказской Лариса Серая давно отметила для себя: «солевые» наркоманы практически все раздеваются. Случай с А. далеко не первый в ее практике.
— Все наркологические заболевания, в первую очередь влия-
ют на состояние психики, а синтетические наркотики в большой степени уничтожают клетки головного мозга. Я работаю в районной поликлинике 21 год, и недавно мы провели анализ отчетов. Из моих первых пациентов 80% уже нет в живых. Они умерли от соматических заболеваний, вызванных наркоманией — сердечно-сосудистых, гепатита и так далее. Другие перешли в разряд пациентов врача-психиатра, — рассказала Лариса Анатольевна.
Это нелегкая профессия — ежедневно наблюдать, как люди добровольно уничтожают себя, вприпрыжку бегут к пропасти, повторяя, что, если захотят, непременно свернут на ровную дорогу. Но сил на это хватает лишь у единиц.
Шафрановый пациент
— Лечение наркомании — это серьезная работа врача и пациента. Только, когда человек сам захочет, методы лечения могут сработать. Главная проблема в том, что практически ни один из наших пациентов не считает себя наркоманом или алкоголиком. Далеко не все мои пациенты из неблагополучных семей. Если раньше средний возраст лиц, страдающих наркоманией, составлял 22-25 лет, то сейчас среди них часто встречаются вполне зрелые люди, с высшим образованием, крепкими семьями, малолетними детьми.
Наркомания давно перешагнула рубеж, который определял бы зону риска: она встречается в полных и неполных семьях, бедных и материально обеспеченных, благополучных и нет. Причинами наркомании среди подростков может стать невнимание или, напротив, гиперопека со стороны родителей, конфликты с педагогами, сверстниками, отсутствие критического мышления.
— Однажды меня вызвали на консультацию в инфекционное отделение участковой больницы в станице Темижбекской. Моей пациенткой была молодая симпатичная женщина 25 лет. Она страдала наркоманией и попала в больницу с диаг-
нозом гепатит. Это сопутствующее заболевание, связанное с употреблением наркотиков. Пока мы беседовали, она рассказала, что пристрастилась к наркотикам в 14 лет из чувства протеста, когда мама стала уделять больше внимание новорожденному братику. Девушка призналась, что сожалеет о своей ошибке, но понимает, что назад уже ничего не вернешь. Сейчас ее уже нет
в живых, — вздыхает Лариса Анатольевна.
К счастью, детей с диаг-
нозом наркомания за 20 лет в кабинете врача-нарколога зарегистрировано не было. На учет ставились подростки лишь за эпизодическое употребление психотропных веществ.
— Часто родители скрывают факты употребления детьми наркотиков, стараются помочь самостоятельно. Однако это крайне трудно без специалиста. Потом, когда близкие устают бороться и обращаются за помощью, становится поздно — зависимость уже сформировалась, — сожалеет Лариса Серая.
Лариса Анатольевна назвала
самые популярные доводы «хитрых» пациентов:
— Часто люди говорят: «Я же не употребляю, зачем мне
к вам приходить?» В таких случаях я вынуждена отказать
в снятии с учета. У других в крови обнаруживается алкоголь.
Аргумент: «Я же не наркотики принимал».
Тогда человек переходит из разряда наркомана
в алкоголики, опять же остается на учете. Случается
и наоборот, алкоголики переключаются на наркотики…
Разорванный круг
Если подростки в переходном возрасте подвержены негативному влиянию, то невозможно объяснить, почему зрелые, состоявшиеся люди начинают употреблять наркотики, как они считают, чтобы расширять сознание, а по сути, разрушать его. Лариса Серая вспомнила еще один случай:
— У нас был случай, когда к употреблению наркотиков молодую женщину пристрастил ее супруг. Через год она умерла от соматического заболевания, вызванного этими веществами. А парень через некоторое время нашел в себе силы отказаться от наркотиков, завел новую семью, сыну уже 17 лет.
В поле зрения психи-
атра-нарколога попадают люди после получения данных лабораторных исследований. Только так официально можно подтвердить наличие в крови наркотических веществ. Потому в этой сфере статистика далеко не полностью отражает реальное положение дел.
Однако если человека поставили на учет, то он лишается права на вождение автомобиля, ношение оружия, трудоустройства по профессии, связанной
с повышенной опасностью. Да и на обычной работе не всякий начальник будет рад видеть такого подчиненного. По закону пациент должен наблюдаться у врача-нарколога в течение трех лет, по первому требованию сдавать анализы. Однако, как показывает практика, многие игнорируют эти правила.
Зависимость — это болезнь. Она может развиться от разового употребления наркотика. Психиатр-нарколог Лариса Серая с тревогой отмечает, что в последнее время все чаще
в употребление идут синтетические вещества, которые не только убивают клетки мозга, но и оказывают совершенно непредсказуемый эффект на состояние человека. Попробовав раз, он может выйти из интоксикации инвалидом или не выйти совсем.
Юлия Шигина