Дети трудных родителей

Дети трудных родителей

Однажды я попала в Белореченскую колонию для несовершеннолетних преступников. Нашу ознакомительную поездку в те годы организовали в милиции, и отправили вместе с нами несколько ребят, совсем юных, но которые уже успели стать правонарушителями, состояли на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и в какой-то момент оказались на краю пропасти.

Синие робы

Взрослые решили им показать, как живут такие же, как они, ребята, которые однажды сделали неверный шаг.

В момент приезда в учреждении пришло время обеда. Мимо наших спутников провели нестройную колонну их сверстников, одетых в темно-синие робы с белыми нашивками на груди. Многие смотрели на нас, свободных и благополучных, высокомерно, с дерзостью, другие нахально улыбались, а один парень не удержался и перекинулся с соседом наглой шуткой так, чтобы мы услышали. Эта картина врезалась в память и навсегда оставила горькое впечатление от встречи с затравленными злобными волчатами.

Заключенные из второй колонны не подняли на нас глаз. Они отрешенно прошли через металлические ворота, окрашенные тоже в синий цвет. По синим ступенькам они поднялись в столовую с синими стенами…

После экскурсии мы возвращались в автобус молча. Притихли и наши юные спутники. Как сложилась их дальнейшая судьба, не знаю, но хочется надеяться, в колонию они не попали.

Путь к исправлению

Нашу поездку в Белореченскую колонию много лет назад организовала Светлана Филатова, тогда начальник ОППН районной милиции, теперь она занимает должность заместителя главы Кавказского района и возглавляет комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Именно этот орган объединил огромную систему профилактики. Наш разговор со Светланой Викторовной мы посвятили работе с подростками.

В состав КДН входят руководители подразделений так или иначе отвечающих за жизнь, здоровье и воспитание подростков: от образования и здравоохранения до казачества и духовенства.

Органы профилактики до конца борются за возвращение подростка на верную дорогу. Полное название комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав говорит о ее целях: профилактика и помощь.

На учете в КДН Кавказского района состоит 27 подростков, 22 из них попали в списки требующих внимания органов профилактики в 2020 году. Зато 15 детей было снято с учета с формулировкой «по исправлению». За повторные правонарушения — кражи, грабежи и драки, в которых нанесены телесные повреждения, — несовершеннолетнего могут отправить в спецшколу для трудных подростков в станицу Переясловскую, она находится в Брюховецком районе. Заместитель главы Кавказского района и председатель комиссии Светлана Филатова пояснила:

Если подросток не достиг возраста уголовной ответственности, в отношении него выносится отказной материал «по не достижению возраста». Но если он совершает деяние повторно, то комиссия обращается в суд о направлении его в переясловскую школу. Эта школа многих детей возвратила на путь истинный. Там сейчас находится шесть несовершеннолетних Кавказского района, в прошлом году направлен один человек.

Откуда берутся в малолетних преступниках ненависть и разрушительная злоба, которая в итоге крушит их собственную жизнь? Когда члены комиссии по делам несовершеннолетних начинают разбираться в этом вопросе, в большинстве случаев приходят к выводу: все идет из семьи. Поэтому именно к ней пристальное внимание. В статусе «попавших в социально опасное положение» в КДН Кавказского района значится 19 семей, десять из них было поставлено на учет в прошлом году.

Часто соседи видят: в семье творится что-то неладное, судачат между собой, жалеют детей, осуждают родителей. Молчать о таком нельзя, убеждена Светлана Филатова:

На заседаниях комиссии порою рассматриваются обращения руководителей ТОС, квартальных комитетов, в которых нам сообщают, что в той или иной семье складывается неблагополучная обстановка. Такие сигналы очень важны, ведь они могут предотвратить опасность, которая угрожает ребенку. Члены комиссии выезжают по указанному адресу, и, если подозрения соседей оправдываются, то с родителями проводится профилактическая работа, если же они оказались преувеличенными, то больше эту семью мы беспокоить не будем.

На дне

Примеров «трудных» семей накопилось масса. В прошлом году в родительских правах было ограничено семь родителей, лишены — 13 человек. Но есть и истории со счастливым концом. Когда-то отец троих детей, назовем его Игорем, славился в округе как отличный автослесарь. Были работа и уважение клиентов. Спустя несколько лет талант он пропил, потащил за собой жену, а дети… Что дети? Не до них. Семью поставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних, рейдовые группы наведывались к ним, увещевали, ругали, взывали к совести. Горе-папаша каждый раз клялся, что больше не будет пить, найдет работу, возьмется за ум. Члены комиссии слышали эти обещания от своих подопечных тысячи раз. Очередной визит — дети опять голодные, в холодильнике мышь повесилась, зато родители навеселе. У них-то день задался…

Детей из семьи изъяли — собственные родители стали слишком опасны для них. Ребят передали в замещающую семью, а маму и папу ограничили в правах, дали им срок на исправление — полгода.

Тогда до Игоря, наконец, дошло, что дело серьезное. Они с женой обратились в комиссию за помощью. Папашу направили на лечение от алкоголизма, помогли семье оформить субсидии по линии соцзащиты, а после устроили на работу. Игорь опять работает автослесарем, говорят, неплохо справляется. Лишь убедившись, что родители исправились, детей вернули в семью.

Во время рейдов члены комиссии часто наблюдают, как люди оказываются на самом дне жизни. Не все из подопечных хулиганы, алкоголики и тунеядцы.

Дети из неблагополучных семей вырастают, заводят собственные семьи, а как быть хорошими родителями не знают. Были случаи, когда члены комиссии показывали таким мамочкам, как складывать вещи в шкаф, убирать дом, учили вести бюджет, а не тратить все деньги на поездки в такси и потом месяц сидеть голодными.

Перед новогодними каникулами члены КДН вновь отправилась по адресам, где живут семьи, состоящие на всех видах учета органов профилактики. Светлана Филатова рассказывает:

Мы привлекли сотрудников пожнадзора, посетили все семьи, оценили условия проживания, напомнили о правилах противопожарной безопасности, раздали памятки. Перед Новым годом мы развезли подарки детям из семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, постарались устроить для них праздник.

Какая альтернатива?

В прошлом «коронованном» году перед комиссией была поставлена задача: во время карантина уделить особое внимание подросткам. Все понимали, что, когда закрыты школы, учреждения культуры и спорта, молодежь потянется на улицы. Светлана Филатова вспоминает:

Были задействованы все органы профилактики, но, в первую очередь, работники образования и социальной защиты. Работа была проделана большая и принятые комплексные меры сработали: в 2020 году преступность среди подростков снизилась в разы.

В Кавказском районе заседания комиссии по делам несовершеннолетних проводятся в среднем три раза в месяц. Ее представители обсуждают наиболее острые вопросы, например, профилактика преступности, факты побегов из семьи, случаи суицидов. Там же происходит анализ общей ситуации, рассматриваются решения суда в отношении несовершеннолетних, материалы из полиции об административных нарушениях, которые были составлены на подростков или нерадивых родителей. Вместе с детьми на заседания приглашаются законные представители и сотрудники образовательных учреждений, где обучаются нарушители. Заместитель главы Светлана Филатова объяснила:

Задача комиссии — не просто наказать, вынести предупреждение или наложить штраф, а разобраться, почему подросток совершил правонарушение, либо преступление. Заставить повернуть ребенка с кривой дорожки родителям помогают органы профилактики. Его привлекают к занятиям спорта в спортивных организациях, предлагают выбрать творческие направления в учреждениях культуры, духовное воспитание берут на себя служители церкви, летом несовершеннолетние, состоящие на учете, трудоустраиваются.

Юлия Шигина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!