«Не хочу ни любви, ни почестей…»
К 125-летию Марины Цветаевой
Утонченная, обаятельная, необыкновенно женственная, обладающая невероятным магнетизмом, как и ее пронзительные стихи… Мало кто подходит люд это описание лучше, чем гениальная Марина Цветаева, творившая в эпоху Серебряного века нашей литературы.
…Мне имя Марина,
Я — бренная пена морская.
Вот так когда-то охарактеризовала поэтесса сама себя в стихотворении «Кто создал из камня, кто создан из глины…». В этом известном произведении мы чувствуем, догадываемся о вечной раздвоенности Цветаевой, которая противопоставляет свой внутренний мир — переменчивый, изменчивый, зыбкий,
бренный — миру других людей, миру стабильности, незыблемому, прочному. В своем жизненном полете поэтесса чувствует себя непрестанно разбитой, то есть считает, что на земле после нее ничего не останется. К себе она строга, самокритична, не считает себя «солью земли».
Она вся, болезненной откровенностью, рассказывает нам о себе в своем творчестве, в своих бессмертных, колдовских произведениях, которые завораживают с первых строк и проникают в душу. Кто хоть раз читал Цветаеву, не скоро ее забудет. Отзвуки ее стихов долго будут звучать внутри.
Вся жизнь поэтессы — это хождение по душам (или все же по мукам?). Ее мучительной страстью являлось желание творить судьбы — это было ее целью. Она ничего не искала в этой жизни, кроме Бога и любви. Измен она не прощала. Поэтому и кажется она в своих произведениях такой одинокой, непонятой, отрешенной от мирской жизни, погруженной лишь в собственные впечатления, переживания, ощущения. Так, любовная лирика Цветаевой — это борьба страстей, напряжение в строках буквально разрывает на части, оглушает. Например, в цикле «Любви старинные туманы, что-то по-цыгански знойное, жгучее («ревнивый ветер треплет шаль», «я чувствую у рта и в веках почти звериную печаль», «мы с тобою — неразрывные… враги)» и вместе с тем полное неизъяснимого очарованья, таинственной прелести, загадочности («над городом туман, туман», «…дивные… глаз твоих круги») сквозит в этих строках.
…Когда-то поэтесса написала горькие, пророческие стихи о судьбе своей поэзии:
Не нужен твой стих —
Как бабушкин сон...
Права ли она, поэтесса предлагает решить потомкам:
А быть или нет,
Стихам на Руси —
Потоки спроси, потомков спроси.
Потомки ответили на этот вопрос утвердительно. Ведь каждый раз она после изменения-разрушения возвращается к нам, читателям, через воскресение, выходя из морской пены, подобно Афродите.
Д.Пивень,
студентка.