Прощеное воскресение

Прощеное воскресение

Готовимся

Накануне Великого поста в храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Это древнейшая церковная традиция. Сам Господь наш Иисус Христос положил ей начало своими словами, звучащими в евангелии от Матфея: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших…». Эти неизменные евангельские слова звучат в последнее воскресение перед Великим постом. Толкуя евангельские стихи о взаимном прощении обид в Прощеное воскресенье, епископ Феофан Затворник восклицает: «Какой простой и подручный способ спасения!». Как мы видим, человеку необходимо перед временем очищения, то есть Великим постом, войти в мирное состояние, пройти этот путь и достойно встретить Пасху Христову. Почему именно прощение, а никакой другой нравственный акт должен совершить человек? Потому что именно прощение способно качественно поменять наши отношения и с Богом, и с людьми. Простить, значит — принять. Принять такого, какой я есть, со всеми плюсами и минусами. Многие по собственному жизненному опыту хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновными. Прося прощение, мы пытаемся привести наши отношения в исконное состояние, где нет недомолвок, сложностей и разногласий. А именно они подчас являются причиной нестабильных отношений между людьми. Вступая на тропу покаяния, мы, прежде всего, просим прощения у тех, против кого согрешили, кого огорчили, с кем у нас недомолвки, сложности и проблемы. Проще всего прощения просить у малознакомых людей ведь они о нас почти ничего не знают.

Любой человек может и способен простить. Это вовсе не означает забыть или заглушить причиненную им боль, а умение найти в себе силы идти дальше. Боли может и не станет меньше, но зато человек сможет смотреть прямо в глаза обидчику. И мириться подчас тяжело, но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример. Такое всепрощение кажется чем-то неисполнимым, однако в Боге, во Христе это возможно. Мы склонны в мелочах винить других, на ровном месте возникает непонимание с близкими, на работе и даже в храме. Готовы взорваться и дать «достойный» ответ оппоненту. И тут наше благодушие нарушено и душевный настрой потерян. Одним из лекарств в таком положении послужит наше молчание на ответы обидчику. И мир сохранишь, и лишней строчки на исповеди не будет. Да и случайностей не бывает в таком нелегком диалоге — Господь научает нас такому качеству, как смирению. Претерпев обиду, найдя в себе силы простить — может быть, только на 3-й, на 10-й раз мы потихоньку будем учиться смирению. Бог все творит для нашей пользы. Как мы видим, прощение — это не одномоментный процесс. Вроде бы простили и забыли, а через какое-то время в нас опять вспыхивает негодование и злость на нашего обидчика ввиду болезненной и серьезной раны. А происходит это из-за того, что не до конца простили и приняли этого человека. Такой шрам от такой раны еще зарубцовывается долго — нужно время, однако необходимо и самому прикладывать усилия, чтобы он зарубцевался. Надо себе напоминать, что с Богом возможно все. Христос, испытывая на кресте муки, которые нам страшно и представить, простил своих мучителей, и нам даст силы простить своих обидчиков и мирным сердцем прийти к Пасхе.

Священник Артемий Хлякин,

клирик Покровского собора г.Кропоткина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Покупаем новости
Покупаем новости
Реквизиты
Реквизиты
Hi!