9 декабря — День рождения Петра Кропоткина, в честь которого назван наш город

9 декабря — День рождения Петра Кропоткина, в честь которого назван наш город

Биография любого города уникальна. Это в полной мере относится и к городу Кропоткину

Наш город назван в честь ученого-географа, путешественника, русского революционера Петра Алексеевича Кропоткина. 14 марта 1921 года хутор Романовский получил статус города и новое имя — Кропоткин (постановление №131 Азово-Черноморского облисполкома).

История хранит немало знаменитых людей. К ним относится и Петр Кропоткин. Человек большой и сложной судьбы. Она привела его, сына генерала и внука генерал-губернатора, из дворца в аристократическом районе старой Москвы — через Пажеский корпус императорской столицы, леса Сибири и Дальнего Востока, тюрьмы России и Франции, многолетнюю эмиграцию назад в Россию.

Человек выдающихся способностей, аристократ по происхождению и воспитанию, он был способен сопереживать всем страждущим и угнетенным. Ради своих революционных убеждений он отказался от высокого социального положения, богатства, научной карьеры.

Многие десятилетия в советских энциклопедиях и политических словарях имя этого большого, всемирно известного ученого не упоминалось.

Анархизм (от греческого «анархия» — «безвластие»), общественно-политическая идеология и движения, отрицающие государственную власть, а также требующие освобождения индивида от всех форм социальной, политической, экономической и культурной зависимости. Государству противопоставляется свободное и добровольное объединение. Некоторые формы анархизма воспринимают как насилие, как зависимость индивида от общества и призывают людей к своеволию.

В отличие от идеолога анархизма М.А.Бакунина, который выдвигал идею уничтожения государства восставшими массами, а также требовал, чтобы массы порвали с чуждой для них интеллигентной культурой, Петр Алексеевич Кропоткин, князь, известный ученый-географ, путешественник, настаивал на действии в обществе «биологического закона взаимной помощи», преодолевающего вражду. Исходя из этого, считал, что общество может существовать на основе самопомощи и кооперации людей.

Если бы было приличным давать историческим деятелям такого масштаба клички, то Петру Алексеевичу пристало бы прозвище Господин Парадокс. Любая статья о нем начинается так: «Князь из знатного рода, революционер-анархист». А ведь это сочетание несочетаемого! Особенно если учесть, каким именно был его род. Рюриковичи — и подревнее, и познатнее царствующих Романовых. Смоленский князь Дмитрий Васильевич, отличавшийся буйным нравом независимостью, в XV веке получил прозвище Кропотка за чрезвычайно пытливый, дотошный ум и такой же подход к любому делу. Потомок того Кропотки — Петр Кропоткин — всегда и во всем шел наперекор судьбе. И делал это честно, достойно и очень добросовестно.

Петр Алексеевич Кропоткин родился в Москве 27 ноября (9 декабря) 1842 года в семье князя Алексея Петровича Кропоткина (генерал-майора) и его жены Екатерины Николаевны. Это один из теоретиков мирного анархизма, русский революционер, крупный социолог, географ и геолог.

Вернемся на минуту на новогодний бал, происходивший в Дворянском благородном собрании. Маленький Петруша в костюмчике восточного принца очень понравился императрице. Устав от танцев, малыш прикорнул у нее на коленях. И был разбужен громовым голосом императора Николая I: «Вот таких молодцов рожать надо! В Пажеский корпус!».

Год 1862-й, очередной выпуск Пажеского корпуса — более элитного заведения в России трудно придумать. Император Александр II обходит строй молодых офицеров и видит странную фигуру — борода, черная суконная куртка, серые шаровары, папаха из собачьего меха… Вглядевшись, узнает в мужике своего личного пажа князя Кропоткина. Скандал? Ничуть! Это недавно установленная форма амурского казачества. Но для чего блистательный офицер едет в Сибирь? Служить России можно везде! — был ответ.

Петра Великого этот ответ привел бы в восторг. Его, царственного потомка, заставил лишь пожать плечами. А зря. Кропоткин действительно служит в Амурском казачьем войске. Вот один маленький, но характерный эпизод. Исследуя логистику поставок хлеба в труднодоступный район, он находит перевалы через Большой Хинган. «Теперь дорога проложена, осталось только пожелать, чтобы по ней ходили каждый год», — пишет князь. Впоследствии именно там пролегли пути Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), а в 1945 году через эти перевалы пройдут советские танки, чтобы ударить и сокрушить японскую Квантунскую армию.

Петр Алексеевич совершил ряд экспедиций по неисследованным районам Сибири и Дальнего Востока. Объездил Амурскую область и Северную Маньчжурию.

Свой первый орден, Святого Станислава III степени, вместе со званием есаула сотник Кропоткин получает за развитие иркутской библиотеки и участие в реформах городского самоуправления, а также тюрем и систем ссылки, которые проходили под любопытным лозунгом «Всякое насилие есть мерзость, дайте свободу!».

По поручению Русского географического общества, членом которого он являлся, Кропоткин участвовал в Олекминско-Витимской экспедиции. Произвел в бассейне Амура и в Восточной Сибири важные исследования, результаты которых опубликованы в «Записке Русского географического общества»: «Общий очерк орографии Восточной Сибири» и «Материалы для орографии Восточной Сибири». Большим событием в науке стали «Исследования о ледниковом периоде» Кропоткина. За отчеты о сибирских экспедициях, 25-летний Петр Алексеевич, в 1867 году награждается золотой медалью. Занимается строением гор и хребтов Северной Азии. Вводит в обиход термин «вечная мерзлота» и оставляет запись, предвестницу его блестящей теории: «Я видел, как в отдален­ном прошлом, на заре человечества скоплялись в северных архипелагах льды. Они покрыли собой всю Северную Европу…».

В 1867 году вышел в отставку, служил в Статистическом комитете МВД, одновременно учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, написал ряд научных работ по географии и геологии. В 1872 году Кропоткин окончательно порвал со своим классом и стал революционером. Примкнул к бакунинскому крылу в 1-ом Интернационале. Вошел в организацию «чайковцев», играл в ней видную роль: стал одним из ее лидеров и идеологов. Вел активную пропаганду среди петербургских рабочих. Составил два документа: «Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя?» (1873г.) и «Программа революционной пропаганды» (1874г.).

В 1874 году был арестован, заключен в Петропавловскую крепость, в 1876 году ввиду болезни Кропоткин был переведен в Николаевский военный госпиталь, откуда бежал и перебрался за границу.

В свое время писали, что из уважения к его научным заслугам царь позволил заключенному Петропавловской крепости продолжать научную работу. Но это была ложь. Потребовалось девять месяцев сырого каземата, жестокого ревматизма и начинающегося туберкулеза, а также постоянных ходатайств Географического общества и лично знаменитого Петра Семенова-Тян-Шанского, чтобы узнику предоставили эту роскошь.

Еще в 1871 году Кропоткин предлагал снарядить экспедицию в северные моря: «К северу от Новой Земли должна существовать еще одна земля, на что указывает ряд признаков…». Но он в тюрьме, а земля эта была открыта австрийской экспедицией и получила имя Франца-Иосифа.

Перебравшись за границу жил одно время в Англии, а с 1877 года — в Швейцарии, где издавал газету «Бунтарь» ставшую органом европейского анархизма». Затем последовало жил во Франции, где за революционную деятельность организации «Международной ассоциации рабочих» три года провел в тюрьме. В Европе он вел знакомство и даже сотрудничество с писателем Жюль Верном. «Интересно, откуда француз так точно и тонко знает географию Восточной Сибири и тамошние нравы? Говорят, ему помогал знаменитый русский революционер», — писали о романах Жюль Верна.

Когда князь в мае 1917 года вернулся в Россию из эмиграции, глава Временного правительства Керенский предложил ему пост министра. «Думаю, что ремесло чистильщика сапог почетнее», — был ответ. Когда Нестор Махно, благоговея, посетил своего духовного учителя, то услышал: «Вы прибегли к насилию. Я не буду давать вам никаких советов». Но именно Махно, пока еще была жива его республика Гуляй-Поле, снабжал отборными продуктами семью Кропоткина. И большевики запросто их пропускали, когда узнавали, для кого продукты предназначены.

Анатолий Маринченко, кандидат политических наук, профессор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!