Кропоткинец Александр Шанцев начинает свой день, стоя на голове

Кропоткинец Александр Шанцев начинает свой день, стоя на голове

Йог, приверженец нетрадиционной медицины, вегетарианец — образ жизни Александра Шанцева в диковинку для кубанской глубинки. Ему 69 лет, а в аптечке мужчины — лишь перекись водорода...

Александр Иванович утверждает, что с 15 лет ничем не болел, за исключением полученных травм. Он увлеченно рассказывал о себе, и перед тем, как сообщить об очередном удивительном факте жизни, призывал меня «не падать в обморок».

Хозяин кедровой аллеи

Утро Александра Шанцева начинается с йоги. Дыхательная гимнастика и упражнения, которые смогут повторить несколько сотен человек в мире, уже 55 лет часть его жизни. Мы познакомились, когда городские власти высаживали молодые кедры, Александр Иванович в конце сентября привез их из Сургута. С его легкой руки в Кропоткине при поддержке администрации в трех парках и скверах было высажено 200 саженцев. Еще 300 кед­ров украсили территории храмов в станицах Казанской, Ловлинской, поселке им.М.Горького, прижились на дачных и садовых участках знакомых.

За 40-летний период журналистской и экологической деятельности в сибирской стороне и не только Александра Шанцева. Часто били за резкие выступления в печати, экологические воззрения и акции. Это было во время лихих 90-х и в начале нулевых. Порой статьи Шанцева затрагивали интересы бандитских группировок. Покушение на убийство в январе 2003 года закончилось реанимацией, практически полной потерей зрения и сломанным позвоночником. Однако после нашей беседы Александр Шанцев исполнил лезгинку, стоя на голове. Обо всем по порядку.

Йога — это путь

— В детстве я часто болел, был настолько слабым, что меня не принимали ни в одну спортивную секцию. Я страдал от фурункулезов, простуды, аллергии, при виде крови падал в обморок, раны подолгу не заживали. Когда мне еще не было 15 лет, старший брат принес книгу о йоге на английском языке. Мы перевели ее за полгода. Я стал заниматься. Когда пришел срок, отправился на воинскую службу, отметка была «годен». Через два года я занял третье место в ба­тальоне по физическим упражнениям, а ведь сама возможность призыва из-за моего некогда слабого здоровья стояла под вопросом. Мой отец, военком города Могилева, мечтал, чтобы мы с братом-близнецом стали офицерами. Мы исполнили его желание, но я дослужился лишь до звания старшего лейтенанта. Мама видела мое будущее в медицине. Спустя многие годы я исполнил и ее желание — стал медработником.

Александр с 1965 года не употреб­ляет в пищу мясо, ест только сырые овощи, фрукты, орехи, мед, злаки не варит, а лишь пропаривает или проращивает.

— У меня для вас сюрприз, — заявил хозяин дома, — буду угощать по-сибирски! Как думаете, что это?

Я не знала. Оказалось, что в ковше, который стоял на плите, процеженный чай из кедровых орехов. Ароматный горячий напиток — эликсир здоровья. Вкус, надо сказать, необычный, но вполне приятный.

Я, убежденный мясоед, засомневалась — есть ли жизнь без мяса? Александр Иванович открыл свой холодильник.

Вот куриные головы, рыба, яйца, тушенка — это для Барсика, — пушистый молодой кот вопросительно застыл перед дверцей. — Все остальное для меня: сыворотка, фрукты, овощи, творог. Есть также орехи, злаки в кухонном шкафу…

Уволить без пособия

На первую годовщину свадьбы молодые супруги Александр и Нина Шанцевы решили пожить отдельно от родителей и уехали в 1977 году из Белоруссии в Западную Сибирь. К тому времени Александр перевелся из Минского университета и диплом фотожурналиста получил уже в Свердловске. Много лет он сотрудничал с радио, газетой «К победе коммунизма» г.Сургута и «Тюменской правдой», затем пришлось сменить несколько изданий, поработать свободным журналистом, освоить видеокамеру и покататься по Сибири с 20-килограммовым оборудованием за плечами в роли корреспондента телевидения и фотографа. С официальной должности он уволился из-за обостренного чувства справедливости.

— Называйте меня как хотите: перфекционист или педант. В один момент я перестал мириться с тем, что меня не устраивает. Однажды президент телекомпании уехал в отпуск и оставил исполнять обязанности человека далекого от профессии — боксера. В одном из приказов нового начальника я нашел девятнадцать ошибок, исправил их красной шариковой ручкой, поставил единицу и подписал: «Уволить без пособия!». Скандал в редакции был страшный. Помню, в знак солидарности со мной из телекомпании уволились шесть человек.

Чудо или наука?

Бескомпромиссность и желание следовать своему сердцу стали главными проводниками по жизни. Александр Шанцев окончил Российско-американскую академию, первый Советско-австрийско-французский центр альтернативной медицины. В начале 90-х официально стал инструктором по йоге и специалистом массажа. Многолетний опыт помог ему создать уникальную методику, основанную на синтезе различных древних течений Востока. По словам Александра Ивановича, ему удалось «выпрямить» 15-летнего юношу, больного детским церебральным параличом, и через полтора года тот мог уже самостоятельно подняться по ступенькам в общественный транспорт. Люди, сами не ждущие чудес, и на которых махнули рукой врачи, исцелялись после занятий с Александром Шанцевым йога-терапией и сеансов массажа. Система оздоровления помогала при женских недугах, гипертонии, бронхиальной астме, энурезе и болезнях позвоночника.

Есть системы дыхания, признанные во всем мире, но они в подметки не годятся йоге, потому что она одновременно тренирует физическое действие, сердце, легкие и... мысль. Все это должно работать вместе, — попытался объяснить собеседник, но идею размером в жизнь быстро не раскроешь.

Швед поневоле

В начале нулевых Александр приехал в родную Белоруссию навестить больную мать — инвалида Великой Отечественной войны. В это же время одна из коллег-массажисток, пригласила его в гости в Швецию для обмена опытом.

Как раз на этот период пришлись новые испытания на его малой родине. Александр рассказал, что из-за угроз адептов радикальной религиозной секты ему пришлось продемонстрировать чудеса маскировки и тайком бежать за границу. Уже в Стокгольме из письма от родных он узнал, что для него навсегда закрыли границу в Белоруссию, так как его брат был ярым оппозиционером действующей власти.

В Швеции пришлось обратиться в департамент миграции. На вопрос, что мне делать, сотрудники ведомства посоветовали ждать, предварительно попросив для ознакомления все мои документы, с которыми я приехал в Стокгольм. После я не мог получить обратно мои заграничный и белорусский пас­порта, а также авиабилет. У меня остались лишь военный билет и свидетельство о рождении. Пришлось обратиться к сотрудникам Посольства РФ. Но заграничный паспорт восстанавливается в Королевстве Швеция гораздо дольше, чем у нас, — объяснил Александр Иванович, тот факт, как ему пришлось поневоле прожить в далекой европейской стране восемь лет.

Лет девять назад мастер создал ряд коротко-метражных фильмов о йоге с участием своих шведских учениц и подготовил полтора десятка методичек о практической йога-терапии.

Знания и опыт Александра Шанцева пригодились

и в Швеции. Он практиковал работу тренером йоги среди русскоязычных жителей Стокгольма и его пригородов, делал массаж богатым пациентам. Один из них в благодарность позволил прокатиться на уникальном автомобиле.

Не забывал Александр и журналистику. Два раза в неделю частная шведская телекомпания «Открытое окно» транслировала его двадцатиминутную русскоязычную программу «У самовара», которую журналист создавал вместе с русскими друзьями и единомышленниками. Александр Иванович сообщил, что принял участие в съемках документальных фильмов о творчестве артистов театра и кино Евгения Леонова и Ирины Печерниковой. Впоследствии эти картины показали на канале ОРТ.

Новая старая Родина

Когда загранпаспорт оформили, Шанцев приступил к новой задаче — переезд в Россию и получение общегражданского документа. В очередную поездку в Санкт-Петербург финские таможенники заподозрили, что его паспорт фальшивый, и после допроса, во время которого Александр требовал вызова представителя консульства, полицейские его избили. Похоже, жестокость среди полицейских — черта вне границ и национальностей.

Уже в Петербурге Шанцев провел длительное лечение, затем последовали месяцы восстановления зрения, функций позвоночника и оформление нового статуса — инвалид по зрению. С журналистикой ему пришлось расстаться в 2015 году, когда Александр понял — это опасная профессия.

Брак Шанцева не выдержал испытаний расстоянием, временем, неопределенностью и распался. Бывшая супруга Нина умерла в возрасте 53 лет, когда он был в Швеции. После того, как Александр перебрался в город на Неве, он ра­зыскал своих двух взрослых сыновей, которые по-прежнему проживали в Сургуте. Он вновь работал тренером йоги и массажистом. За несколько лет, проведенных в Северной столице, Шанцев заработал в несколько раз больше денег, чем в Швеции, и, наконец, исполнил давнюю мечту — купил дом на Кубани. Выбор пал на Кропоткин, а после приобретения жилья он перевез сюда и сыновей.

Самый счастливый

Александр Шанцев ни на кого не обижается, объясняет дурные поступки других людей в духе индийских учений:

Они портят свою карму, с ней и будут жить дальше. Моей вины в том нет. Работа как внутренняя потребность доставляет огромную радость, благодаря йоге и здоровому образу жизни я здоров. Рядом со мной два взрослых сына. Я испытываю огромное желание помогать нашему земному шарику, мною высажены и переданы в дар сотни деревьев. Например, восемь с половиной тысяч саженцев сибирского кед­ра я привез с предместий Сургута в Петербург и подарил их жителям этого города. Так что можно смело сказать — я счастливый человек!

Скажете, чудак? Но именно они, чудаки, вертят землю. Судьба ведет их причудливыми тропинками. По пути они меняют мировоззрение встречных людей, которые не могут похвастать тем, что были за Полярным кругом, стали отцами-основателями русского телевидения в Швеции, катались на Астон-Мартине Джеймса Бонда, могут выдерживать на животе вес в 140 килограммов или открывали собственную фотовыставку в здании Европарламента.

Юлия Шигина.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!