ОНФ: инвалиды отметили, что доступность для них вокзалов Краснодарского края заметно возросла
Активисты ОНФ и РЖД подвели промежуточные итоги реализации плана по повышению доступности вокзалов Краснодарского края. Встреча представителей организаций инвалидов края с руководством РЖД была организована по инициативе депутата Госдумы, члена Центрального штаба ОНФ Натальи Костенко и прошла на территории железнодорожного вокзала Краснодар-1. Выяснилось, что из 24 мероприятий, которые планировалось реализовать к началу 2017 года, удалось осуществить лишь девять. В РЖД пообещали не только ускорить ход работ, но и на каждом этапе привлекать самих инвалидов.
Данный план, рассчитанный на 2016-2018 г.г., включает 39 мероприятий и был составлен РЖД на основе итогов рейдов активистов ОНФ, которые были организованы по инициативе Натальи Костенко весной прошлого года. К началу текущего года должно было быть реализовано 24 мероприятия, в числе которых: установка информационно-визуальных указателей, тактильной плитки, кнопок-вызова персонала, мест для отдыха в залах ожидания, и многое другое.
Ранее, в декабре 2016 года, активисты проверили работы на всех 13 вокзалах края и выявили, что выполнено лишь девять из них, пять — выполнено формально, а еще 10 вообще оказалось не реализовано. По мнению Костенко, причина неудачи в том, что работы велись без привлечения самих инвалидов, которые в мае обследовали вокзалы. Данная ситуация была озвучена руководству РЖД в декабре 2016 года, и совместными усилиями удалось достичь договоренности об исправлении нарушений в кратчайшие сроки при обязательном привлечении инвалидов.
В ходе встречи активисты-инвалиды отметили, что большинство выявленных, в том числе повторно, недочетов при организации доступной среды на вокзалах, к настоящему времени полностью исправлены. Так, например, на вокзале в Сочи установили тактильную плитку и информационно-визуальные пиктограммы. В Туапсе уже уложили более 100 метров тактильной плитки, на вокзале Шепси установили и обеспечили функционирование кнопки вызова персонала. В Хосте отремонтировали туалетные комнаты для инвалидов. В настоящее время на боковой платформе вокзала Краснодар-1 начаты работы по укладке плитки и ведется капитальный ремонт третьей платформы. Все участники отметили, что ситуация с доступностью вокзалов значительно улучшилась с тех пор, как активисты ОНФ обратили внимание на данную проблему.
В ходе встречи заместитель начальника дирекции железнодорожных вокзалов Константин Кравцов заявил, что руководство РЖД приняло решение расширить план действий по повышению доступности вокзалов Краснодарского края с 39 до 74 мероприятий. Было также решено установить дополнительный поручень при входе в досмотровый павильон в Сочи, заменить лестничные перила в Лоо, установить пандус перед входом в здание вокзала Шепси, переоборудовать раковины под потребности инвалидов в Хосте. Дополнительно для повышения качества обслуживания пассажиров из числа маломобильных групп граждан РЖД провело тендер на 96 млн рублей и с начала текущего года на 70 важнейших для передвижения инвалидов на вокзалах страны, в том числе, на пяти вокзалах Краснодарского края (Адлер, Сочи, Лазаревское, Туапсе, Лоо, Хоста) начала работать служба помощи и сопровождения инвалидов.
Первые результаты работы службы оценил участник встречи инвалид-колясочник Олег Стекольников: «Служба сопровождения на вокзалах значительно облегчает передвижение инвалидов, особенно тем, кто оказывается на вокзале в первый раз. В ряде случаев она может компенсировать отсутствие тех или иных элементов доступности. При этом нужно понимать, что работать в такой службе должны профессионалы, специально обученные и знающие все потребности инвалидов».
Участники встречи также договорились с РЖД о том, что в течение года активисты ОНФ проведут ряд незапланированных проверок качества работы данной службы. Еще одной важной темой стало обсуждение возможности покупки железнодорожных билетов онлайн. Так, в настоящее время инвалиду, чтобы купить билет, приходится лично приезжать на вокзал.
«Чтобы купить билет, людям с инвалидностью необходимо явиться в кассу лично и предоставить необходимые документы. Также неудобно, что билеты нужно выкупить на вокзале лично за три дня до отправления, иначе заявку на помощь при посадке не берут», — сообщила участница встречи Марина Бокавец. С этой проблемой Наталья Костенко обратилась во время выездного заседании фракции «Единая Россия» к президенту ОАО «РЖД» Олегу Белозерову в конце прошлого года.
Начальник отдела Дирекции железнодорожных вокзалов Мария Левушкина сообщила, что с февраля текущего года РЖД организует сервис, позволяющий в заявительном порядке продавать билеты инвалидам.
«В связи с тем, что единый реестр инвалидов в стране будет создан только к 2018 году, инвалидам необходимо будет обратиться в центр содействия мобильности РЖД и в онлайн-режиме заполнить необходимую форму. Это позволит РЖД идентифицировать инвалидов и беспрепятственно продавать им билеты через интернет-сервисы. Это значительно повысит доступность и комфортность покупки билетов», — отметила Левушкина.
В завершение обсуждения эксперты подняли проблему доступности для инвалидов не только вокзалов, но и прилегающей к железнодорожным вокзалам территорий, находящихся в ведении муниципалитетов. С данной проблемой сталкиваются практически все инвалиды, так как отсутствуют сами места, разметка, дорожные знаки. При этом в ряде случаев РЖД не может организовать удобную и соответствующую нормативным требованиям парковку, поскольку прилегающая территория находится в муниципальной собственности.
Участники встречи отметили, что благодаря существенным изменениям, доступность вокзалов для инвалидов в крае заметно повысилась. Ввиду этого, на официальном сайте РЖД следует обновить электронные паспорта доступности вокзалов.
«Мы договорились составить вместе с руководством вокзалов и нашими активистами-инвалидами подробные планы по всем 13 вокзалам, находящимся в зоне нашего внимания, и направить их в муниципалитеты. Посмотрим, как будет выстраиваться взаимоотношение на этом уровне. В текущем году мы продолжим держать на контроле ситуацию с доступностью железнодорожных вокзалов в крае. Нам уже удалось достичь значительных результатов, и об этом говорят сами инвалиды. Мы благодарны, что РЖД принимает во внимание наши доводы и стало тесно сотрудничать с инвалидами и инвалидными организациями. В результате совместной работы доступность железнодорожных вокзалов для инвалидов в ближайшее время значительно повысится. В перспективе достигнута договоренность об использовании опыта данной работы при разработке единого стандарта доступности железнодорожного вокзала в тесном взаимодействии РЖД и инвалидов, для приведения всех вокзалов страны к этому стандарту», — резюмировала Костенко.
Фото: повторная инспекция активистами ОНФ вокзала в ТУапсе в 2016 г.