Свадебная, величальная

Свадебная, величальная


Ну, что? Попляшем, шашками помашем. Свадьбу сыграем казачью. Но оговорюсь сразу, казачья и кубанская свадьбы — это схожие, но разные темы.

Кубанская построена на народных традициях, казачья больше ориентирована на православие. В незапамятные советские времена открыто, державно, с соблюдением старинных обычаев казачества на Кубани свадьбы не проводили. Не было на то политической воли. Потомки репрессированных казаков, сосланных в Сибирь и Казахстан, родовые семейные цен­ности на показ не выставляли, венчались тайно. Свою историю держали в сердце, обряды проводили ограниченным кругом близких, посвященных (как бы сейчас сказали). И тот яркий, колоритный фольклор, которым мы наслаждаемся сегодня на казачьих гуляньях в Атамани, с обрядом сговора, пропивания невесты, расплетания девичьей косы, рыдания молодой — это драгоценные картины прежней жизни Кубани, бережно исследованные и хранимые культурологами. Даже несмотря на то, что большинство старых обычаев видоизменилось, утратило первозданные черты — они по-прежнему обладают той же красотой и эффективностью, что и в старину. Играют ли сегодня настоящие казачьи свадьбы? Играют. И с все большим желанием, поскольку современное казачество обрело свой высокий этнический статус и государственность.

Из репрессированных

Сергей Кондратьев — высокий, статный молодой мужчина с окладистой бородой. По его умению излагать свой взгляд на историю государства Российского я сразу поняла — он из настоящих потомственных казаков, которых легче убить, чем сломить. Сергей Борисович — индивидуальный предприниматель, работает в сфере подготовки экологической документации.

Я не работаю, а тружусь. Не люблю слово «работать», — подчеркнул Кондратьев. (Ясно, с характером). — Казаки от казаков родятся, еще у Шолохова сказано. Но у нас есть такие члены Всекубанского казачьего общества, которые не казаки по рождению, а делают для воссоздания казачества больше, чем потомственные.

Родовая станица Сергея Кондратьева — Уманская (ныне — Ленинградская), дед его Кирилл Сергеевич Фоменко оттуда. В 37-м году, когда станицу в очередной раз «повесили на черную доску», как невыполнившую продразверстку, семью Фоменко с другими многострадальными станичниками вывезли в Казахстан. Пятнадцатилетний дед Сергея в это время был на заработках в Гулькевичи, строил комбинат хлебопродуктов. Злая участь выселения его миновала. В полном составе семейство Фоменко до места выселок не добралось — болезни, голод — ряды казачьей семьи поредели. Из восьмерых детей в живых осталось только две сестры и брат. Воссоединились родные позже, прошли войну, пережили разруху. Кирилл Сергеевич обосновался в Гулькевичи.

Я тот, кем себя ощущаю

Сергей, простой парень, рожденный в Советском Союзе, всегда знал, что в его жилах течет казачья кровь.


Когда я
в возрасте самопознания допытывался
кто я, ведь
в роду
и русские,
и поморы,
и немцы, один
мудрый
дядька-казак
сказал так:
«Ты тот,
кем себя
ощущаешь».
Я себя
и ощущаю
казаком.


Сергей хорошо знает историю этноса — читал, изучал, со многими старейшими казаками вел беседы, у него широкий круг казачьего общения. И не все в современном реестровом казачьем обществе он принимает, говорит, «оберточного» много. Казак — это ведь не форма с медалями. В понятии его братства — это духовность, внутреннее наполнение философией свободы, преданности Отечеству и справедливости.

Главная казачья традиция — это соблюдение Божьих заповедей и вера православная, — говорит Сергей Кондратьев.

Все о чем мечтал!

Сергей долго искал спутницу жизни. В его мирском сознании сложился определенный образ любимой подруги: православная, истинно верующая, брюк не носит, а в красивые платья облачается, голову платком покрывает. Я странно посмотрела на Сергея: такое возможно желать и иметь в 21-м веке? И что вы думаете, нашлась для этого казачуры невеста. Да еще какая! Красавица с русыми длинными волосами, на 14 лет моложе, с земель Всевеликого войска Донского, с Луганщины. Сергей не преминул заметить: «Казачьи земли, которые в 1924 году Ленин передал в состав Украины».

Училась Настя в Кисловодске, по профессии — модельер. Там ее Сергей Кондратьев и нашел, познакомились через… интернет. (Мои глаза вновь округлились — а такой весь из себя классический).

Понравилось в ней все: красота глаз и лица, легкость и содержательность в общении. …Увидел и влюбился, — поплыл от воспоминаний казак лихой. — Все, о чем мечтал!

Стали встречаться, Сергей ездил в Кисловодск часто и долго — дружили. Сделал предложение. Анастасия подумала и дала согласие. А где она еще встретит такого красавца? Наши кубанские казаки — женихи знатные.

Божьи заповеди и вера православная

Настя стеснительная, о сватовстве родителям сказала только накануне.

По старым казачьим традициям за невестой положено ехать с братьями-казаками при полном обмундировании. Девушку из семьи за просто так не отдавали. Казаченьки платили не только деньгами, но и твердой валютой — конфетами для детишек и дивчин, добрым вином для старейшин и взрослых казаков.

Но в нашей истории житейские обстоятельства сложились по другому. И Сергей поехал в дальнюю дорогу один, получив благословение у батюшки и родной матери, взяв напутствие у братьев-казаков. В родительском доме Анастасии представился, рассказал о своей семье и о себе, испросил руку и сердце дочери-красавицы, пообещав любить ее и приложить все силы для создания крепкой и счастливой семьи. Родители внимательно выслушали жениха и задали вопрос дочери: «Любишь ли его?». Ответ был тихий, но уверенный: «Люблю». «Совет, да любовь вам» — не стали противиться родители и крепко обняли молодых. Нежные взгляды жениха и невесты встретились, в душе зазвучала трепетная радость. Традиционно родители благословили молодых Казанской иконой Божией Матери. Анастасия и Сергей низко поклонились, а те напутствовали своих детей на счастливую супружескую жизнь.

Все, голубка выпорхнула из гнезда.

Свадебное облачение

Хутор Лебяжий, конный выгул.

Сергей Кондратьев на свою свадьбу облачился в казачью справу. Каждый казак имеет в своем гардеробе эту этническую одежду: черкеска, шаровары, кожаные сапоги, кавказский пояс, кинжал и папаха. Черкеска — однобортный распашной кафтан до колен из темного сукна, в талии со сборками. На груди нашиты гнезда для ружейных зарядов — газыри, сегодня это лишь элемент традиционной мужской одежды казаков и горских народов. А Анастасия модель своего свадебного одеяния продумывала долго и щепетильно. Использовала казачьи, черкесские, православные мотивы. Платье было белым, пышным. Это уже современные тенденции, не связанные с казачьими устоями. Но выглядел этот ансамбль шикарно. Ценность в том, что наряд шила тетушка-казачка Валентина Ивановна Бухлова, уроженка станицы Надежной, сейчас живет в Гулькевичи. В казачьей среде ее многие знают. Родовые казаки делают у нее заказы на справу, потому что Валентина Ивановна шьет в традиции казаков-линейцев.

«Посевание»

Обряд «посевания» проводится матерью невесты. После выкупа жениха и невесту при выходе из дома посыпают зернами пшеницы и монетами, лепестками роз, конфетками, чтобы было много здоровых деток, сладкая семейная жизнь, тем самым провожая молодых в долгий жизненный путь с пожеланиями благополучия и достатка.

 Свадебный каравай. Кто в доме хозяин?

В доме будущего супруга молодых встретила с хлебом-солью на рушнике матушка Сергея. От пышного свадебного каравая, украшенного колосками, кольцами, лебедями из теста, Сергею и Насте следовало откусить по кусочку для определения хозяина в доме. Чей кусок больше, тот и главным будет. Стало ясно, что глава семьи Сергей. Каждый гость тоже должен попробовать свадебный каравай — это сулит успех в жизни.

Главное священное действо

Соединяя узы брака, казаки главным священным действом считают венчание.

 Венчание молодых.

Мы, казаки, без венчания не живем, ни в гражданских браках и не сожительствуем. То, что сегодня принято называть гражданским браком — это регистрация в ЗАГСе, а когда женщина и мужчина живут под одной крышей без росписи в ЗАГСе и венчания — это называется сожительством, — правильно ставит по своим местам мирские определения Сергей.

Православная церковь предложила «пять заповедей казаков»: каждый ребенок должен быть крещеным, каждый казак и члены его семьи должны быть в храме по воскресеньям и в большие православные праздники, соблюдать посты и участвовать в таинствах исповеди и причащения, и казачий брак должен быть проведен по церковным обрядам.

Венчались Кондратьевы в старейшем храме Рождества Пресвятой Богородицы старого казачьего села Новомихайловского — это далеко от центра города. Сергей с братьями-казаками прихожане этого храма. Настоятель отец Виктор — духовный наставник.

 Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Молодожены на молебне. Село Новомихайловское.

Это уникальный храм в кубанской глубинке, разделивший судьбу полуразрушенных храмов советского времени, был под ремонтными мастерскими, зернохранилищем, клубом. Чудо в том, что старинная фреска библейского сюжета, когда Иисус Христос спасает из вод утопающего апостола Петра, забеленная в советское время многими слоями извести, посеченная осколками снарядов (в войну там проходили боевые действия), проявилась в период возрождения храма, когда священники стали проводить богослужения.

Перед венчанием жених и невеста держали пост, исповедовались и причастились. В церковь молодые взяли два рушника — один им постелили под ноги, другим связали руки, две иконы Божией Матери и Спасителя. Это старинные родовые иконы бабушки Сергея, отреставрированные казачкой из Гулькевичи, мастером-иконописцем. Венцы над головами новобрачных держали брат-казак и подруга невесты. После церковного обряда молодые прошли под тремя «воротами». Из двух обнаженных шашек или кинжалов— эта традиция символизирует защиту новой семьи от всех невзгод и несчастий. Затем следуют вторые «ворота»: два казака держат над головами молодоженов папахи, что означает наделение новой семьи всей полнотой законных прав. Третьи «ворота» образуются от вскинутого рушника — символа семейных обычаев.

 «Ворота» из обнаженных шашки и кинжала над молодыми супругами.

…Сергей и Настя признались: после венчания у них было не­обыкновенное ощущение новизны отношений, будто влюбленные только познакомились и проникли в душу друг друга.

У коня душа человечья

После венчания уже законные супруги эскортом выехали на живописный берег Кубани, а после в хутор Лебяжий, где пасутся кони «дядьки-лошадника».

Казак — это особый тип человека: гордого и свободного, презирающего фальшь, верного долгу и чести. Благородное животное это чувствует, его невозможно обмануть, конь понимает казака биологически. Казаки, которые проводили больше половины жизни в походах, ценили своего коня, любили его, доверяли ему самое сокровенное — «у коня душа человечья». Потому и едут сегодня современные казаки на лошадиный выгул — довериться коням, пошептаться с ними, напитаться их лошадиной силой и мудростью.

Казачья культура уступает светским правилам

Свадебное застолье молодожены провели в ресторане за изящно накрытыми столами и вкусными праздничными блюдами. Всеобщая людская традиция — поделиться счастьем с родными и близкими. Это раньше на большом казачьем подворье накрывали широкие столы. Утки, гуси — варятся, пекутся, нарядные казачки подают на стол всевозможные яства. Сегодня казачья культура в этом отношении уступает светским правилам. Но на свадебном столе Кондратьевых были и традиционные казачьи блюда, приготовленные родней и близкими казаками молодоженов, теми, кто не разучился готовить казачьи кушанья. Домашний бездрожжевой хлеб, печеная и жареная речные рыбы, коровий и козий сыры, кавказская аджика из натуральных специй, щучья икра, кубанский компот, красное и белое вина собственного изготовления, казачий самогон — украшали свадебный стол. Конечно, не обошлось без традиционных булочек-«шишек», которые на своей пекарне испек двоюродный племянник жениха – Борис Евгеньевич Науменко.

Родня горячо поздравила молодоженов и отдарилась. Молодой казак-кузнец преподнес Сергею кинжал, старейший казак — уникальную декоративную подкову, обвитую розой ручной работы. Ну, и как без наших ходовых конвертиков.

А что ты невесте подарил? — интересуюсь я у Сергея.

— Еще накануне свадьбы — швейную машинку «Зингер» и оверлок.

— Достойно!

…И пошли танцы, конкурсы и веселье. Казаки к выбору ведущих свадьбы относятся щепетильно, они гнушаются пошлостей, торжество должно быть веселым, но пристойным.

У Кондратьевых свадебную величальную пел известный в крае шансонье, «брат-казак» (как с симпатией назвал своего друга Сергей) Александр Дадали. Старинные казачьи песни — лирические и разудалые, да мягким южным вокалом бередили душу местных казаков и казачек. Настоящим украшением торжества стал трогательный ритуал зажигания семейного очага — свечи в руках у молодых. Был и фейерверк в небо (из ружей казаки сегодня не палят). Хотя, нет, из травмата Сергей все же пострелял.

Шулюм

На второй день отправились на природу. В большом казане варили шулюм из баранины. Шулюм — это традиционный казачий походный суп. Казаки готовят его так: баранину на косточке рубят на удобные куски, варят в казане часа два. Шинкуют репчатый лук, мелко режут помидоры, болгарский перец разных цветов, очищенные от кожуры баклажаны («синенькие», как мы говорим на Кубани) — все овощи — в суп. Картофель в бульон опускают целиком, он потом разваривается. Добавляют острый перчик. В шулюм кладут сухой чабрец, базилик. Свежая зелень в изобилии! Суп настаивается 15 минут. И в «мыс­ки», как называют у нас глубокие тарелки для первого. Шулюм Кондратьевых выдался знатным и дюже гарным!

Внутренняя и внешняя политика

Сергей и Настя поднимают дом на окраине Гулькевичи, там, где природа, чистейший воздух и птичьи трели будят на рассвете.

Надеюсь, у вас нежные супружеские отношения, без домостроя? — спрашиваю у молодых.

Ну как, с элементами,.. — смеется Сергей. — Дух феминизма настолько укрепился не только в современных женщинах, но и в мужчинах. Некоторые из них легко отдают право принимать решения женщине, им так проще. Мы стараемся справляться с проблемными житейскими ситуациями вместе. К советам жены прислушиваюсь, но последнее слово за мужчиной. Как говорится: жена — внутренняя политика, муж — внешняя. Согласно Святому Писанию первая обязанность мужа перед женой — любить ее, а первая обязанность жены перед мужем — почитать и слушаться его. Так и живем!

Вот такая история немодной в современном понимании, но настоящей, «некиношной» казачьей любви с особыми внутренними отношениями, которые ребята (и я это поняла) мне, журналисту, не вывернули мехом вверх — напоказ, как тот тулуп, на который в старину за стол сажали молодоженов. Да и верно это, Сергей и Настя живут по своим золотым правилам, генетически сложенным большим казачьим родом.

Марина Смирнова.

Фото из архива семьи Кондратьевых.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!