В смене только трое
Какие люди!
Энергетики Кавказского района отмечают профессиональный праздник
Для работников Кавказских электрических сетей 22 декабря — один из самых радостных дней. Поздравления. Чествование самых лучших. Но ответственность за бесперебойную подачу электроэнергии они несут и в будни, и в праздники.
В любое время суток
Отправляясь в РЭС, о работе диспетчерской службы рассуждала как обычный обыватель, считая, что сидящий за телефоном человек перед большим щитом, где время от времени вспыхивают огоньками лампочки сигнализации о состоянии оборудования, узнает о неполадках и отправляет на место аварии оперативную бригаду. Все оказалось сложнее. Когда я побывала в оперативно-диспетчерской группе Кавказских электрических сетей, поняла, что это самая горячая точка предприятия, а диспетчер — глаза, уши и руки большого коллектива.
Прямая связь
Дежурный диспетчер Алексей Нежельский со всех сторон окружен телефонами. Ему звонят жители: одни тревожатся почему в доме погас свет, другие немедленно требуют восстановить подачу электроэнергии, а третьи не стесняются бранных слов. Тут же технологические телефоны — связь со всеми четырьмя сетевыми участками и оперативными службами района. Особая прямая связь — с коллегами вышестоящих организаций филиала Армавирских электросетей и Краснодарского ПАО «Кубаньэнерго». Перед глазами монитор — программное обеспечение в режиме реального времени и мнемосхема, щит, всего энергетического оборудования района. Алексей Викторович следит за ситуацией на мониторе, время от времени бросает взгляд на щит, отвечает на звонки.
Ответственность
— У нас пять смен, в каждой три человека, — объясняет начальник Кавказских электрических сетей Сергей Нечаев. — Дежурный диспетчер, электромонтер и электромонтер-водитель. Небольшие повреждения устраняют именно они. Диспетчер за пультом, а монтеры 12 часов в работе. В любое время суток они могут оказаться в любой точке района, чтобы локализовать аварийное оборудование, осмотреть подстанции, подготовить выводы в ремонт оборудования и допуски ремонтных бригад к работе.
Признаюсь, екнуло сердечко, когда ощутила всю полноту ответственности диспетчера. Смогла бы я быстро оценить ситуацию, локализовать вышедший из строя участок, грамотно оценить объем и масштаб повреждения — отправить монтеров на место аварии, четко поставив перед ними задачу, и предостеречь от возможных опасностей. Скажем, оборванный провод на подступах к подстанции, змея на пути передвижения, осы, поселившиеся за дверцей щита и электрическое напряжение, которое не прощает ошибок.
— Диспетчером электросети не каждый сможет быть, из десяти пробующих себя в этом деле, остается только пятеро, — подтверждает Нечаев. — Необходим опыт, оперативность, образование, ведь он должен быстро принять единственное правильное техническое решение.
Вникнуть во все
Сергей Николаевич знает не понаслышке о накаленной, подчас очень сложной обстановке в самой горячей точке предприятия. Три года ходил в монтерах, 10 лет, работал диспетчером в соседнем Гулькевичском районе. Он высоко оценивает работу опытных диспетчеров Алексея Авдонина, Геннадия Беликова и Ольги Михайличенко. Ольга Михайловна более 30 лет трудится в диспетчерской, а последние шесть лет возглавляет оперативно-диспетчерскую группу, является старшим диспетчером. Алексей Авдонин и Геннадий Беликов вышли в диспетчеры из монтеров. Этот же путь повторил и Алексей Нежельский. Он работал в группе монтером, параллельно учился, получил специальное образование. Алексея Викторовича отличает стремление к самообразованию, желание во все вникнуть, узнать больше. Именно это и сыграло решающую роль, когда в группе появилась вакансия диспетчера. Нечаев не посмотрел на молодость, небольшой опыт, уступающий его старшим коллегам, предложил монтера Нежельского на это место.
В этот день в диспетчерской было спокойно. Звонки раздавались редко, щит не мигал тревожными огоньками. Пожелав Алексею Викторовичу удачной смены, я покинула «горячий» пост.
Ольга Васильченко.