Почему пенсионеры все чаще становятся заложниками магазинов «на диване», и как научить их правильно распоряжаться деньгами
Тема необъяснимой тяги пенсионеров к ненужным покупкам, которые мастерски навязывают им «великие комбинаторы», назрела давно. Причиной этому стали обращения к журналистам «Огней Кубани» в социальных сетях молодых людей с просьбой придать огласке аферы, с которыми столкнулись их пожилые родители.
«С жульем, допустим, надо бороться!», — так завещал персонаж великого Анатолия Папанова в легендарном фильме «Берегись автомобиля». И, пожалуй, «Огни Кубани» возьмут на себя ответственность объявить войну мошенникам, которые наживаются на доверчивых пенсионерах. По мнению заместителя начальника отдела Роспотребнадзора по Кавказскому, Гулькевичскому и Тбилисскому районам Инессы Котовой, именно эта категория населения все чаще попадает на уловки хитрых предпринимателей. Заодно мы научим бабушек и дедушек не растрачивать попусту свои кровные. Будем безмерно счастливы от того, что если хоть один человек, прочитав статью, откажется от навязчивой идеи купить супер-очки с утонченными линзами и безукоризненной оправой из магазина «на диване».
Заказ оформлен
Это произошло в моей семье. Близкий родственник — пожилой человек — попался на крючок интернет-мошенников. Пенсионер активный пользователь социальных сетей и «Ютуба». Как-то на его страничке в сети всплывает окошко с рекламой современного видеорегистратора. Он мечтал именно о таком: с двумя камерами, антирадаром, улучшенным фокусом, детектором и максимальным размером видеозаписи, еще и карта памяти на 32 гигабайта прилагалась в подарок. А цена оказалась просто мечтой — 3999 рублей. «Надо брать», — решил он и забил в строку быстрого заказа свой номер телефона. Не прошло и минуты, как в мобильнике зазвучала мелодия «Прощание славянки» — уведомление о входящем звонке. Мужчина поспешил взять трубку, вероятно, что звонят из интернет-магазина. Так и было. Приятный женский голос сообщил, что для отправки заветной посылки требуется назвать его адрес, фамилию, имя и отчество. Продиктовав личные данные, родственник стал ожидать свой гаджет. Мужчина во-одушевленно делился с близкими добрыми эмоциями, о том, что жизнь шагнула далеко вперед и сейчас нет надобности ходить по магазинам — достаточно нажать кнопку и тебе доставят нужный товар прямо домой...
Все серьезно
Догадываетесь? Напрашивается известная всему миру фраза «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке!», ведь именно в ловушке оказался наш герой, с того момента, когда нажал кнопку «Заказать». Как и было обещано, товар доставили быстро, за… пять дней! Бесплатная доставка, без переплаты и каких-либо почтовых сборов, следует только оплатить 3999 рублей наложенным платежом на такой-то адрес до востребования, в абонентский ящик, без данных получателя. На все эти моменты пожилой человек не обратил внимания, ведь накануне вечером на карту поступила пенсия, и повода откладывать покупку не было.
В почтовом отделении прошел все процедуры заполнения бланков и клиенту выдали заветную коробку, густо перемотанную скотчем с надписью: «Не вскрывать, не бросать, преследуется по закону». «Все серьезно, — подумал пенсионер, — компания заботится о своих клиентах…».
Посылка с подвохом
Так он думал до тех пор, пока не вскрыл коробочку с сюрпризом. Заботливый продавец в коробку уложил еще одну коробку, а потом еще одну, и все это напоминало праздник дня рождения, когда долгожданный подарок находится в самой последней коробочке, но, сколько их ты не знаешь. И вот в самой последней лежал… регистратор, но такой же, какой совсем недавно наш герой убрал в бардачок, освободив место для нового: достаточно высокой надежности и приемлемой стоимости, с которого и началось массовое распространение китайских видеорегистраторов в России, только к «новому» даже не прилагался шнур для питания.
— Вашему родственнику еще повезло, — говорит Инесса Котова. — В этом году к нам обратился мужчина, которому прислали за две тысячи рублей в посылке камень! Мошенничество стало постоянным спутником современной онлайн-действительности. У нас есть и старушки, которые обожглись на чудо-массажере, организаторы лотереи продали пенсионерам массажные накидки на кресла «всего» за… 180 тысяч рублей. Обращались потерпевшие и с обманом товаров «от всех болезней». Как обезопасить потребителей от покупки «чудо-агрегатов»? Рассказывать подобные истории в СМИ. Но самое обидное то, что многие из «предпринимателей» хорошо подкованы юридически и доказать вину становится очень сложно. Навязчивые продавцы в интернете часто вводят покупателей в заблуждение относительно потребительских свойств товаров. Поэтому, если приняли решение заказать что-либо в сети, то старайтесь пользоваться проверенным источником и поинтересуйтесь, нет ли подобного товара в обычном магазине. И обязательно посоветуйтесь со своими детьми или знакомыми, которые помоложе вас.
Заразительные покупки
Моя мама «подсела» на магазин «на диване». — Скупает все! Ее телефон находится в списке постоянных клиентов, на том конце провода к маме обращаются по имени отчеству. Это подкупает еще больше, она чувствует себя «своей» в этом мире «зомбоящика». Как остановить ее от покупки низкосортных кастрюль, утюгов, отвратительной одежды, на которые она тратит практически половину своей пенсии. Дело в том, что все это бабушка потом раздает своим внукам — моим детям, и нелепые чудо-сковородки оказываются на моей кухне.— пишет нам Галина.
Чуть не подсела и я
Я думала, что подобного рода магазины остались в далеких 90-х годах. Неужели в эпоху масс-маркетов, гипермаркетов, торговых центров, в которых представлен ассортимент разнообразных товаров, так легко найти клиента-просточка в интернете? Занимаясь подготовкой этого материала, решила проверить на себе скромное обаяние рекламы. Включила телевизор. Ждать предстояло недолго. Две хозяйственные женщины, стоя за красивым кухонным гарнитуром, достали «чудо-технику» и стали рубить зелень, мельчить, нарезать кубиками, крестиками и ноликами овощи. У них это так ловко получалось, что я поймала себя на мысли: мне срочно нужна механическая терка-шинковка, не знаю зачем, но нужна. Всего за 1299 рублей (плюс доставка), мне пришлют целых два набора шинковок. «А может, второй подарю маме?», — подумалось мне в тот момент, но здравый рассудок вовремя начал твердить, что нужно покидать этот мир «удивительных телевещей». Если уж новоявленным остапам бендерам меня чуть было не удалось зомбировать так ловко, то что происходит с пожилыми доверчивыми людьми?! Что же становится причиной необдуманных покупок у пенсионеров? Известный в нашем городе психолог Елена Суслина мне ответила:
— Необходимо рассматривать ситуацию глубже, наши родители нуждаются в постоянном общении со своими детьми. Когда дети вырастают, в суете дней забывают о том, что давно не справлялись о здоровье мамы, не интересовались, какой улов на рыбалке у папы. И это невнимание становится причиной для внутреннего переживания у престарелых родителей. Находясь в одиночестве, они вынуждены искать общения и развлечений. И собеседники находятся — телеаферисты, навязчивые продавцы, заботливые «доктора» по телефону, настаивающие на приобретении нужного препарата, «уступающие» на акциях, скидках… Если уж так сложилось: по каким-то причинам нет возможности чаще проводить время со стариками, то я настоятельно рекомендую познакомить их с ровесниками и отвести в клуб по интересам, благо в Кавказском районе таких более чем достаточно. Родителям важно знать, что они не одиноки и завтра будут заняты интересными делами, оттого у них просто не будет времени на просмотр ненужных каналов. Пожилые начинают искать помощи у телевизора от одиночества, а потом формируется азарт скупить ненужную технику и подарить ее вам, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание…
Обезопасить от покупки ненужных товаров можно. Чтобы по своей воле не отдавать деньги на приобретение ненужных вещей, стоит обсудить покупку с близкими людьми. Если продавец, в свою очередь, настойчиво предупреждает, что предложение действительно только сегодня, знайте — это дополнительный повод насторожиться и отложить перечисление денег.
Развод по телефону
Бывает и другая сторона медали, когда бабушки и дедушки относятся к своим деньгам бережно. Приятную новость о том, что таких пенсионеров все-таки большинство, мне сообщила директор Кропоткинской региональной дирекции КБ «Кубань Кредит» Валентина Елизарова.
— Пенсионеры давно оценили преимущество хранения сбережений в банке, — рассказывает Валентина Ивановна. — Но, к сожалению, люди могут быть легкой добычей недоброжелателей. Попадаются на уловки телефонных мошенников. Вот живой пример: недавно наши банковские работники пресекли деятельность злоумышленников. Обеспокоенная пожилая женщина долгое время стояла у банкомата в нашем отделении банка и судорожно переводила деньги со своей карты на счета, которые диктовали ей в мобильном телефоне. Наш сотрудник вовремя заинтересовался ситуацией, проверил по базе и сообщил мне, что крупные суммы уходят на различные номера телефонов. Мы сразу поняли, что женщина «на крючке». Тогда подошла к ней я и вежливо поинтересовалась не нужна ли ей помощь, на что она ответила: ее близкий родственник попал в беду и необходимо срочно его поддержать материально. Я попросила у нее мобильник и заговорила со «знакомым» родственника. Естественно, беседа надолго не затянулась, собеседник отключился. К счастью, нам удалось спасти 350 тысяч рублей, оставшиеся на ее счету, но вот 150 тысяч женщина все же перевела на неизвестные номера.
Дарите им подарки
Все-таки считаю, что финансовая грамотность пенсионеров — забота детей и внуков. Чаще объясняйте своим пожилым родителям, как обезопасить себя от опрометчивых затрат на ненужные покупки, что не следует вступать в долгие переговоры с незнакомцами, которые льют елей на ваши слабые места. Если вы видите, что близкие все же скупают безделушки, не советуясь, договоритесь с ними о четком распределении расхода пенсионных средств по неделям. Обсуждайте с ними, что им необходимо купить из кухонной утвари, мелкой бытовой техники. Дарите им подарки, в конце концов, осуществляйте их мечты!
Быть финансово грамотным — огромная наука. Ну, а какой совет важен для нас — детей и внуков? Конечно же, проводить больше времени с родителями, бабушками и дедушками, оберегать их от специалистов по отъему денег у населения. Таков совет журналистов «Огней Кубани».
Кристина Опарина