Вернули из небытия
Память
Украинские поисковики продолжают работу по установлению имен советских солдат, погибших на Украине
От Юры новостей нет?
Я вновь иду в дом Виктора Ивановича и Валентины Михайловны Хачко на улицу Красный Пахарь станицы Кавказской, чтобы передать очередной привет от руководителя военно-исторического поискового товарищества Рифата Раифовича Гейченко. Базируются поисковики в г.Токмак Запорожской области Украины и уже три с половиной десятка лет работают на полях бывших сражений. Здесь в 1943 году при освобождении Украины от фашистов велись кровопролитные бои. Имена и судьбы многих защитников Отечества до сих пор ждут своих исследователей.
…Если мы встречаемся с Валентиной Михайловной на станичных улицах, наш разговор всегда начинается с ее вопроса: «От Юры новостей нет?».
Юрой мы называем Рифата, так ему привычней. И стал Юра самым близким другом семьи Хачко четыре года назад. Тогда он попросил журналистов гулькевичской районной газеты «В 24 часа» помочь найти родственников еще одного найденного поисковиками и перезахороненного солдата, имя которого удалось расшифровать — Константин Петрович Хачко.
Большая тайна Соловьевки
Устанавливать имя бойца поисковики начали еще в 2008 году, когда в полях сражений за селом Соловьевка (в 1943 году это место называлось Октоберфельд) нашли останки четверых, а затем еще пяти бойцов. У одного из погибших на месте левого нагрудного кармана гимнастерки обнаружились бумаги. Вскрыть и изучить их удалось не сразу. Только через несколько лет смогли разобрать: фронтовик хранил справку о прохождении действительной службы, выписку из приказа о награждении медалью, документы из медсанбата, датированные июлем 1943 года, здесь же был вчетверо сложенный листок с частью обратного адреса Марии Петровны Затона. И самое главное, документы сохранили имя бойца — Хачко Константин Петрович, 1918 года рождения, уроженец Краснодарского края. Он воевал в составе 417-й стрелковой дивизии в роте автоматчиков. За образцовое выполнение боевого задания и проявленные мужество и героизм был награжден медалью «За отвагу». Текст на обратной стороне выписки о награждении свидетельствовал о том, что медаль бойцу не пришлось поносить, она ему еще не была вручена…
Поисковики прислали снимки тех истлевших документов, свои варианты расшифровки и перечислили целый ряд вопросов, которые возникли при работе с военными и послевоенными документами. Они не могли понять об одном или двух бойцах идет речь: фамилия Константина варьировалась как Хачко и Хочко. Были и сведения в объединенной базе Министерства обороны о том, что Хачко Константин Петрович числится погибшим 9 февраля 1943 года и похоронен в братской могиле станицы Ново-Джарилеев Краснодарского края и родных у него нет. Найденные в Запорожской области документ из медсанчасти и выписка о награждении, неумолимо свидетельствовали: в ходе боев за освобождение Кубани боец все-таки выжил и продолжал бить фашистских захватчиков. В данных на Хочко Константина Петровича имеется больше сведений: были указаны дата призыва: 24 июня 1941 года и военкомат Кропоткинский, призвавший его. Константин числится в двух Книгах Памяти — Краснодарского и Ставропольского краев. К тому же в послевоенных списках учета военнослужащих, с которыми потеряна связь в период Великой Отечественной войны, есть имя и адрес его племянницы: Хочко Мария Ивановна, ст.Кавказская Краснодарского края.
Вот эта зацепка и позволила мне в конечном итоге отыскать тех, кто хранил память о пропавшем без вести бойце Константине Хачко. Документы военной поры и дальнейший поиск сделали ясной судьбу бойца.
Эта весточка — с войны
Вспоминаю, как волновались супруги Хачко, когда я впервые постучалась в их дом. Меня интересовало, говорит им о чем-то имя Константина Петровича Хачко? И я показала им стопку листов с распечаткой подробного электронного письма из Украины.
— Уверены, это наш дядя. И фамилия наша в документах пишется и через «о», и через «а». А племянница Мария, которую вы ищете, это старшая сестра Виктора Ивановича, она живет на Дальнем Востоке. После войны искала сведения о дяде Косте, но тогда ничего узнать не удалось.
Хачко ведут меня мысленно по непростому пути их семьи: жили на Ставрополье, затем, как многие, были переселены в Краснодарский край, обосновались в станице Кавказской и Курганинском районе. Костя жил в станице Новоалексеевской Курганинского района, работал трактористом, рано женился, но детей не имел. Когда племянница Мария Хочко осталась сиротой, забрал ее из Кавказской к себе, хотя был не намного старше. Вот почему он и назвал ее самой близкой родственницей. Слышали, что было несколько фронтовых писем от него. О чем писал, не знают. Точнее, все знает Мария Ивановна. А вот дозвониться во Владивосток в тот день не удалось. Но уже на следующий день весточка с войны из жаркого 1943 года дошла до самого дорогого бойцу адресата. Мария Ивановна Мельникова (Хочко) была растрогана и признательна всем, кто вывел имя ее дяди.
Поклонимся низко бойцам
Материал о судьбе Константина Хачко и судьбе его родных был опубликован в гулькевичской газете «В 24 часа» в 2012 году в праздничном номере, посвященном Дню защитника Отечества. И в том же году на редакционную почту пришло приглашение к Хачко принять участие в торжественных мероприятиях на мемориале села Мордвиновка Мелитопольского района Запорожской области Украины, где перезахоронены в братскую могилу многие без вести пропавшие бойцы.
В путь отправилась Валентина Михайловна. Там и познакомилась с Юрой Гейченко и его друзьями, а также со многими людьми, поддерживающими мемориал в сохранности.
— Сколько людей приехало сюда, сколько цветов было возложено. Я и родные других найденных бойцов смогли поклониться праху героев Великой Отечественной. Теперь есть там табличка с именем Константина Петровича Хачко, а также с именем Ивана Андреевича Власова из Гулькевичского района. Его поисковики нашли раньше.
К слову сказать, за три десятилетия усилиями неравнодушных жителей Украины только в Токмакском районе Запорожской области были найдены и с почестями перезахоронены останки более полутора тысяч солдат и офицеров, павших при освобождении Украины. Среди тех, кого вывели из небытия, шестеро бойцов — наши землякок-кубанцев. Хачко и Власов — в их числе.
Незаживающие раны
Марию Ивановну Хочко война тоже отметила своей страшной меткой: во время оккупации Кубани вместе с другой молодежью она была угнана на трудовые работы в Германию. Ежедневно в лагере, в котором она находилась, вызывали из строя каждого десятого и уводили. Больше они уже в лагерь не возвращались.
Однажды молодая фрау указала на Марию и еще нескольких девушек. Оказалось, теперь они должны ухаживать за свиньями фрау Эльзы. Жить приходилось в конуре, много работали. Кормили русских рабынь брюквой и картофельными очистками, за любую провинность избивали. Десять человек работали на благополучие этой немецкой фрау. Но, рассказывая позже родным о своей горькой участи, она все же не обижалась на судьбу. Ведь других узников посылали на рудники, откуда никто не возвращался.
Освободили заключенных лагеря американские войска. С судьбой каждого узника власти долго разбирались. Наконец, Мария Хочко вернулась в родную Кавказскую, прожила здесь десять лет и в 1956 году уехала во Владивосток. Вместе с мужем Михаилом Гавриловичем Мельниковым воспитала дочь Светлану, не чают души в своих внучках и правнуках.
Ее младший брат Виктор Иванович никогда не встречал своего отца, тот умер незадолго до рождения сына. Осталось только фото Ивана Петровича, сделанное в 1914 году, когда он был призван на первую империалистическую войну.
По словам Марии Ивановны, младший брат Константин Петрович был очень похож на старшего. Фото Ивана Петровича Хачко столетней давности осталось одно на двоих братьев сразу. Младший, Константин, был очень похож на старшего Ивана… Копия этой фотографии была отправлена по просьбе поисковиков в созданный ими «Музей солдата без вести пропавшего». Пусть смотрит в глаза поколению нынешнему поколение прошлого…
Бессмертный полк
Несколько дней назад я дозвонилась в Украину до Юры Гейченко, поинтересовалась, продолжается ли их святое для защитников дело. Юра поделился новостью: за последнее время они нашли останки еще 38 советских бойцов. Их прах был перезахоронен в братской могиле мемориала села Мордвиновка.
Так что в бессмертном полку прибывает.
К сожалению, из 38 бойцов удалось установить фамилии только двоих. Это россиянин Павел Степанович Порозов из Горьковской области и уроженец Днепропетровской области Украины Н.Иков.
Их знают и уважают
Семью Виктора и Валентины Хачко в станице Кавказской хорошо знают и уважают. О них рассказывали районная и краевая газеты. Когда внезапна болезнь почти обездвижила Виктора Ивановича, его жена упорно боролась с недугом, верила в успех, и Виктор Иванович смог в прямом смысле слова встать на ноги.
Их тепло поздравили с золотой свадьбой родные, работники ЗАГСа, глава сельского поселения. Реликвией их дома стали приветственные адреса от губернатора края и главы Кавказского района. Берегут здесь и газетные материалы о судьбе их дяди солдата Великой Отечественной войны Константина Петровича Хачко.
В семейном архиве Хачко появился и еще один экспонат: в рамочке под стеклом найденная поисковиками и привезенная с Украины выписка из приказа о награждении К.П.Хачко медалью. Появилось имя бойца и на памятнике на станичном кладбище. При замене надгробия на могиле мамы семья Хачко вписала в него и имена тех, кто в их семье не вернулся с войны.
Татьяна Мишина,
заслуженный журналист Кубани.
Фото: Валентина Михайловна и Виктор Иванович Хачко.