Вице-губернатор Галина Золина:«Воспитание — основа
Сильной страну делают не только современная армия и развитая экономика, но и общая для нации историческая память, патриотизм и духовное единство.
Выдержки из выступления вице-губернатора Кубани Галины Золиной на традиционном краевом совещании педагогической общественности, которое прошло накануне начала учебного года.
В прошлом году в нашей стране вступил в силу новый закон об образовании. Во главу угла в российском образовании впервые на законодательном уровне было поставлено не просто обучение, а воспитание подрастающего поколения. И если для России это стало новым приоритетом, то для Кубани — это новый виток развития. Знак равенства между образованием и воспитанием губернатор Краснодарского края Александр Ткачев поставил еще 10 лет назад, когда впервые в школьную программу был введен предмет кубановедение, когда открылись казачьи классы, возродилось тимуровское движение и школьники стали изучать основы православной культуры. Наконец, когда был принят так называемый «детский» закон, а в школах края появились штабы воспитательной работы, объединяющие усилия всех специалистов, чтобы сеять разумное, доброе, вечное в душах наших детей.
Жестокие игры
Сегодня ни для кого не секрет, что реальную угрозу для развития личности ребенка представляет современное информационное пространство. Достаточно посмотреть, какие телевизионные каналы смотрят современные дети. ТНТ, СТС, Рен-ТВ их привлекают на порядок больше, чем каналы патриотической направленности, такие как «Культура» и «Звезда».
Место культуры на телевидении занято агрессией. Неслучайно в последнее время растет волна подросткового насилия. Дети не просто избивают сверстников, но выкладывают жестокое видео в интернет, гордясь собой.
По оценкам экспертов, 60% детей в возрасте от восьми до 17 лет готовы участвовать в сценах насилия. А 6% ребят допускают возможность убийства человека, если оно будет щедро вознаграждено. В итоге, как утверждают эксперты, растет новое поколение, для которых жестокость — норма жизни.
Шокирующим примером пагубного медиа-влияния стала трагедия в Ейске, которая случилась на православный праздник Крещения. Трое школьников в заброшенном здании у кладбища решили перевоплотиться в популярный персонаж фильмов ужасов — мумию, и попугать прохожих, обмотавшись туалетной бумагой. Один из ребят решил «поработать» над костюмом друга —вылил ему на спину жидкость из зажигалки и поджег. В результате ребенок поступил в реанимационное отделение с термическими ожогами. Вот так изменились игры наших детей. Еще вчера они играли в дочки-матери и космонавтов, а сегодня — в мумию по сюжету одного из фильмов ужасов.
Но самое страшное происходит, когда в ход идет страшнейшее оружие — идеология. Общеизвестно, что история — это инструмент формирования народа, его гражданственности и патриотизма. Не случайно, кстати, в Советском Союзе был единый идеологически выверенный учебник истории.
Как свидетельствуют последние события на Украине, учебники способны всего за 20 лет скорректировать тысячелетнюю историческую память, сформировать новую идеологию целого поколения, а по сути — государства. Так, в украинских школах на уроках истории детям рассказывают, что объединение с Россией в 1654 году — это зло, боль и бремя для украинского народа, а русские — коварные соседи, посягающие на плодородные земли. Даже такое трагическое событие, как голод 30-х годов, подается как умышленное истребление украинцев русскими. Хотя все мы знаем, что тогда народ вымирал от голода и в хлебных кубанских станицах, и по всей России.
Еще совсем недавно в украинском интернет-пространстве можно было найти сайты, на которых были история, воспоминания очевидцев, песни Великой Отечественной войны. А теперь Украина отменила на государственном уровне даже общий для наших народов праздник День Победы. Абсолютно закономерно, что украинская молодежь не только подхватила националистические лозунги, но и активно участвует в бесчинствах на Майдане, в Одессе, на юго-востоке страны.
История объединяет поколения
Вся российская история — это не только набор фактов, а, прежде всего, смыслы, ценности и идеалы, ради которых люди жили и умирали, которые мы разделяем сегодня, которые объединяют прошлые, настоящие и будущие поколения граждан в единый российский народ.
Но, к сожалению, и наши школьники все еще не защищены от поверхностной трактовки исторических событий.
В прошлом учебном году в 88 средних школах Кубани проверили, как преподается история. Выяснилось, что почти в половине учебных заведений (42%) преподавание сводится к трансляции из года в год одного и того же конспекта.
В рабочие программы по истории для 10-11-х классов во многих школах не были включены даже темы, которые вошли в стандарт в 2012 году: фальсификация исторических знаний, основные итоги развития России с древних времен до наших дней и в целом значение изучения истории.
Не повод для самоуспокоения — и результаты ЕГЭ по истории. С одной стороны, на Кубани средний балл у выпускников (52,8) выше среднероссийского (45,7). С другой, кубанские школьники сдали экзамен хуже, чем в 2012 и 2013 годах. По сравнению с прошлым годом выросло и число тех, кто не смог преодолеть порог успешности. Такого большого числа неуспевающих нет ни по одному другому предмету.
Сегодня родители хотят, чтобы ребенок получал в стенах школы не только качественное образование, но и всестороннее развитие. Школ в крае много, но таких, которым доверяют, у которых сложился привлекательный имидж, педагоги которых на слуху — единицы. Гораздо меньше, чем наших гимназий и лицеев, которым в крае уделяется особое внимание и выделяются дополнительные финансовые средства. Но в целом по результатам ЕГЭ в кубанскую сотню лучших школ вообще не вошли 38 из 68 гимназий и лицеев края.
Например, директор лицея №3 города Сочи поднял себе зарплату до 66 тысяч рублей, раздул административный аппарат, кстати, за счет зарплаты педагогов — 27,5 тыс.рублей, и абсолютно не краснея, привел лицей к 416 месту. А его коллега, из обычной школы №19 г.Новороссийска, хорошо знает, что качество образования зависит от учителя. Поэтому и зарплата у педагогов в этой школе 29 тыс.рублей, и детей больше тысячи, и 42 место в рейтинге.
Получается, финансовые и кадровые ресурсы учреждений почти одинаковые, а распоряжаются ими по-разному. Как говорится, «рыба гниёт с головы».
Качественное образование в неменьшей степени зависит от личности учителя. Но проблема в том, что педагоги зачастую не утруждают себя изучением профессиональной литературы. Так, учителя истории не умеют, а иногда не знают, как провести параллели между фактами в учебниках и окружающим миром, чтобы объяснять опасность переписывания истории в угоду политическому режиму.
Достаточно вспомнить наше совсем недавнее прошлое, когда веру в Бога подменили верой в вождя, вместо крестного хода люди стали ходить на первомайские демонстрации, Библия стала моральным кодексом строителей коммунизма, а город Екатеринодар одним росчерком пера переименовали в Краснодар. Можно провести с учениками и другие исторические параллели. Ведь даже по истории названий наших улиц, скверов, площадей можно глубже понять предмет. Казалось, кому мешала улица Соборная в нашем городе, но большевистская цензура, стирая историческую память, переименовала ее в улицу Ленина. Улица Гимназическая кубанской столицы в 30-х годах получила имя Ежова, прославившегося массовыми репрессиями. Таким же неоправданным было переименование в советское время улицы Постовой в улицу Тельмана.
История всегда рядом, на расстоянии руки. Поэтому, воспитывая нашу молодежь, необходимо глубоко изучать, прежде всего, родное, близкое, понятное. И здесь важна инициатива учителя, его гражданская позиция.
С любовью к родине
В нашем крае мощным механизмом воспитания и формирования патриотизма у молодежи является предмет кубановедение, призванный, прежде всего, прививать детям любовь к своей малой родине, желание трудиться на ее благо, во имя ее процветания. Он был введен в 2004 году во всех кубанских школах по инициативе губернатора Александра Николаевича Ткачева. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что кубановедение, как предмет школьного образования, в целом состоялся. Но мы не можем останавливаться на достигнутом, закрывать глаза на проблемы.
Если десять лет назад историю родного края преподавали более 16 тысяч педагогов, то сейчас 9 тысяч. Круг сузился, появилась специализация. Кажется, это целая армия помощников в воспитании патриотизма. Но задумайтесь, сегодня только 10% из них — учителя истории, то есть хорошо и глубоко знающие содержание предмета специалисты. Так, в Белореченском районе из 265 кубановедов только 18 — историки, в Северском из 204 — 18, в Темрюкском из 277 — только 11. Директора школ должны понимать, что это не второстепенный предмет, им нельзя «догружать» учителей, иначе он будет неэффективным.
Вот уже девять лет самые творческие педагоги раскрываются на конкурсе «Учитель года Кубани» и потом по праву учат мастерству других. Такой конкурс для учителей регионального предмета есть только у нас в крае! Лучшие педагоги готовы делиться с коллегами знаниями, своим видением преподавания. Многие из них ведут свои профессиональные сайты и блоги.
Так, сайт учителя кубановедения гимназии Каневского района Елены Ивановны Осипенко, лауреата краевого конкурса «Учитель года Кубани-2011», обращен ко всем, «кто свято верит в духовное возрождение России, кого интересует краеведение, история и культура Кубани, кто учится и учит любить свою малую родину». И таких творческих учителей кубановедения у нас немало. В руках же равнодушных педагогов не работают даже новые занимательные пособия! Так, в этом году первоклассники всего края вместе с учителями познакомились с новым учебником «Жемчужины Кубани». И только в школе №57 Крымского района эти книги даже не выдали детям, оставив пылиться в библиотеке.
Интересное преподавание — вот ключ к душе и сердцу ребенка. Равнодушие же учителя порождает безразличие ученика. А этого нельзя допустить при воспитании любви к Родине.
По заповедям отцов и дедов-казаков
С 2004 года в крае стали повсеместно создаваться классы и группы казачьей направленности, чтобы воспитывать детей на основе историко-культурных традиций казачества. И ежегодно число ребят, желающих учиться в таких классах, растет. Сегодня их более 36 тысяч. Но привлекательность обучения в них также в немалой степени зависит от профессионализма педагогов и руководителей школ.
К примеру, в сочинской школе №10 в течение 12 лет по крупицам создавался музей истории кубанского казачества. Руководит этой работой лично директор Владимир Владимирович Давыдов — человек, увлеченный идеей возрождения казачества, сам казак по зову сердца. И ребята воспитываются на казачьих традициях и заповедях — «Чти и уважай старших!», «Будь трудолюбив!», «Храни честь и доброе имя казака!».
Сегодня главное для нас в казачьем образовании — его качество, поэтому беспокоят сигналы родителей об его отсутствии в ряде школ. Так, принимая в ряды казачества первоклассников школы №5 города Краснодара, педагоги обещали родителям организовать интересные и познавательные занятия для детей. Предложение заинтересовало, так как ранее таких классов в школе не было. Но вся специфика казачьего образования свелась к вручению детям в первом классе беретов и атрибутики, а образовательные мероприятия можно было пересчитать по пальцам.
Если мы будем предлагать детям исключительно внешнюю атрибутику, ритуалы вместо смыслов, это вызовет лишь отторжение и насмешки. Важно не только сохранять внешние традиции, но развивать, расширять, укреплять ценности.
Одной из них для кубанского казачества была любовь к труду. Этому надо учить, буквально, со школьных лет.
Сегодня в кубанских школах накоплен хороший совместный опыт со службой занятости населения по организации летнего трудоустройства старшеклассников. В этом году около 10 тысяч ребят трудились в школьных лагерях труда и отдыха. Заработали свои первые трудовые деньги и более полутора тысяч трудных подростков, у которых попросту не осталось этим летом времени на правонарушения. Курьер, продавец, расклейщик объявлений, уборщик территории, подсобный рабочий, социальный работник в помощь ветеранам и пожилым людям, вожатый — выбор на любой вкус. Но сегодня это доступно лишь каждому десятому кубанскому старшекласснику.
К труду по примеру наших предков должен быть привлечен каждый. Ведь посильная помощь родителям всегда была характерна для казачьей семьи. Там иждивенцев не было.
Вот почему такое развитие в крае в последнее время получило тимуровское движение. Добросердечную помощь 52 тысяч молодых добровольцев круглый год получают сотни ветеранов и инвалидов. «Новые тимуровцы» также ухаживают за мемориалами солдат Великой Отечественной войны, помогают убирать скверы и парки, ремонтировать школы.
С верой в сердце
Неотъемлемой частью воспитания кубанских школьников стал предмет «Основы православной культуры», который изучается в школах края с 2006 года. Православная вера наравне с патриотизмом всегда была второй идеологической опорой для нашего государства. Не случайно во время Великой Отечественной войны после многих лет гонений Правительство Советского Союза приняло решение открыть церкви. С 1943 года во всех уцелевших храмах вновь начались православные богослужения.
Но в вере народ нуждается не только в трагические для страны периоды. Человек всегда жил в системе нравственных ценностей православия. Не случайно вся мировая культура началась с Библии. Скульпторы, художники, писатели, композиторы использовали библейские сюжеты как источник творческого вдохновения. Особенно богата христианскими мотивами русская культура. Именно в ее истоках — духовность и нравственность. Достаточно вспомнить творчество Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Лескова, Бунина, Булгакова, Гоголя.
Сегодня именно на уроках основ православной культуры педагог может говорить с детьми о самом главном — о смысле жизни, о добре и зле, о вечных ценностях. И далеко не праздный вопрос, видят ли ученики в своем учителе, как говорил еще Белинский, образец для подражания.
В школах края сегодня преподают основы православной культуры почти полторы тысячи учителей. Среди них немало настоящих подвижников, талантливых педагогов. Прежде всего, это актив проекта «Поезд творческих идей», который в течение шести лет щедро делится своим опытом с педагогами всего края. Его бессменным руководителем является протоиерей Александр Игнатов.
Среди активных участников «поезда» учитель школы №20 города Геленджика Татьяна Валерьевна Ганчурина. Ее воспитанник Артем Прокопьев стал двукратным победителем Всероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры.
Тем не менее, каждый пятый преподаватель основ православной культуры — это учитель химии, физики, ОБЖ и других негуманитарных предметов. Конечно, и среди них есть хорошие учителя. Но, не имея базового гуманитарного образования, они испытывают большие трудности в преподавании знаний основ веры.
История нашего Отечества, культура, духовные, нравственные ценности — и есть основной источник в работе учителя по воспитанию граждан своего Отечества, истинных патриотов как 100 лет назад, так и сейчас. Это особенно важно сегодня, когда налицо духовный крах нравственных устоев Европы, узаконенные разврат и однополые браки. Общество с кумирами неопределенного пола явно не имеет будущего.
Но у России свой путь. Чтобы общество в полной мере осознало это, и нужно в воспитании молодежи опираться на отечественные достижения, традиции и веру. Этот путь единственно верный, это то, что объединяет нацию, формирует ее дух и делает непобедимой.