Ваше благородие
О том, зачем дед Владимира Фоменко заставлял внуков рубить воду шашкой и почему со своей супругой целый год ел из одной тарелки
Богатая история казачьего рода известного в нашем районе человека, заслуженного работника культуры Кубани, исследователя, историка-архивиста, сотника, директора городского парка и командира военно-патриотического клуба «Патриот», сотника Владимира Николаевича Фоменко берет начало в 18-м веке.
Казаки Фоменко пришли на Кубань из Черниговской губернии, корни пустил Семен Фоменко в 1792 году. Об истории своего рода — героическом прошлом Владимир Фоменко знает многое, свято хранит историю предков и продолжает умножать свое наследие. Жизненный путь казака подчинен этим целям, потому из поколения в поколение эти знания передаются потомкам.
Прониклась гордостью
Беседа затянулась надолго, часа на три: окунуться в историю казачьего рода оказалось интересным и увлекательным. Я окунулась в совершенно другую жизнь, богатую культурными традициями, верой в Бога, и все больше проникалась гордостью к деятельности современного российского государства по отношению к казачеству, которое культивирует возрождение исторических ценностей. Такие люди, как Владимир Фоменко — хранители кубанских устоев, воспитывают из своих подопечных, которые приходят в казачьи клубы не совсем дисциплинированными, «хулиганистыми», настоящих патриотов Родины. Как важно знать, что потомки казаков встанут на защиту Кубани и смогут противостоять врагу в любые времена! Только сейчас поняла: несмотря на то, какую невообразимую роль сыграло казачество России в становлении государства, нам не хватает исторических знаний об этом сословии.
Саблей рубят воду!
Мои вопросы о семье Владимира Николаевича раззадорили, он с улыбкой стал вспоминать курьезные случаи и плавно перешел на балачку. Оказалось, что у кубанского казака была в школе «единица» по русскому языку, несмотря на то, что его сочинения всегда заслуживали высшей оценки по содержанию.
— А как можно было следить за орфографией, когда в моей семье смешан украинский и русский языки. Бабушки и прабабушки — «балачки» — они хранители казачьих традиций, имели такой говор, и я за ними повторял. Только на работе обучился русскому языку.
Владимир Николаевич с любовью записывает эпизоды из своего детства.
— Помню, как соберемся у забора детского сада и с замиранием сердца выжидаем, когда мамы пройдут мимо нас на ферму, — вспоминает Владимир Николаевич. — Слышно женщин было издалека — они громко запевали песни, а мы ждали, когда к каждому родная мамочка подбежит, поцелует или погладит по голове. Как же хотелось ее обнять и не отпускать! До сих пор остались в памяти звонкие песни казачек.
С горящими глазами Владимир Николаевич вспоминает первомайские выходные. Для всех эти дни были настоящим праздником: митинги, концерты, парады, кругом накрывали широкие столы, вокруг бегали дети с полными карманами конфет, танцевали и пели вместе со взрослыми.
Лето он проводил у деда, Федора Алексеевича. Вместе ходили на реку рубить… саблями воду!
— Надо чтобы сабля входила в воду, а брызги не разлетались. Дед говорил: что как только научишься рубить воду, можно и противника колоть.
Как казаки свадьбу играли
Бабушка не разрешала дружить с местными девчонками, говорила: «Не вздумай, Володя, найти себе невесту в станице, всюду родня».
— Мне повезло, я невесту встретил в соседнем хуторе Пушкина Павловского района, — говорит он. — Жениться надумал, когда стукнуло 20 лет, в то время учился в Ейском сельхоз- техникуме. Валентина работала в школе учителем начальных классов, родом была из Белой Глины. Влюбились мы друг в друга и решили подать заявление в ЗАГС, но все оказалось не так просто.
На дворе был 1978 год. Для каза-чьей семьи женитьба — особенное событие, жених — потомок казачьего рода и необходимо соблюсти все традиции. Некоторое время родня вычисляла, нет ли родственных связей среди будущих новобрачных, когда не нашла точек соприкосновения, то дала добро. Настал момент сватовства. К этому обряду не допускали никого, кроме кровных дядей, даже родителям запрещалось посещать таинство.
— Помню, приехали мы в хутор рано, но до десяти часов идти в хату невес-ты было нельзя, — вспоминает тот день Владимир Николаевич. — Зашли в магазин переждать, лимонада выпить, там я встретил сестру будущей своей тещи. Только хотел «поздоровкаться», дядьки меня обрубили — оказалось, что нельзя мне и словом обмолвиться с будущей родней до окончания сватовства. Слух по округе пошел — настоящие казаки свататься приехали — народу столько собралось у дома невесты! Всем хотелось поглазеть на нас, но дядьки в дом не впускали. В положенное время переступили порог заветного дома. Из всей нашей делегации только дядьки говорят, и никто не поймет, почему жених с невестой и ее родителями не здоровается. Но таковы правила.
Суровые казаки — Анатолий Дедушев и Иван Фоменко — от обряда не отступали: на стол выложили булку хлеба и сообщили невесте, что ее по краюхе нужно раздать всем присутствующим. Сидели молча, невеста нарезала и отдала первый кусок будущему мужу, второй кусок достался отцу. Такой жест дядьки одобрили. Казаки предупредили родню, что с того дня молодая невеста Валентина уже им не принадлежит, а после свадьбы невесту заберут насовсем.
Выбрать день свадьбы оказалось тоже непросто. Когда бабушкам сообщили о серьезном намерении внука, те стали выбирать подходящий день по православному календарю.
— Вы представьте, в организации нашей свадьбы принимали участие мои бабушки 1890 года рождения, против них не попрешь! — смеется Владимир Николаевич. — Помню как сейчас: достали старинные книги, по которым вычисляли дату свадьбы, спорили несколько дней. Я уже возмущаться стал: «Да женюсь я когда-нибудь или нет?!». Молодой ведь был, кровь кипела. А старушки не унимались: твердили мне, что нельзя ни в какой день весной, только в конце августа, или же 28 июля.
Было решено играть свадьбу в конце июля. В ЗАГСе оказался аншлаг: семья Фоменко не одна в этот день собралась женить отпрыска. Все потомки казачьих родов, кому пришло время связывать себя узами брака, заказывали день свадьбы именно на 28 июля. Заведующая ЗАГСом выругалась, но против казачьей воли не пошла, в тот летний день станица гремела плясками. Свадьба прошла весело и красиво. На третий день по традиции, лапшу готовила новоиспеченная супруга, гости оценивали, насколько искусно она сварила излюбленное казачье кушанье. С того дня мужу с женой целый год довелось есть из одной тарелки — таков обряд! Считалось, что это сближает супругов и они учатся делить радость и горе пополам.
деды мои
Жили супруги в родительском доме в станице Павловской с матерью Владимира Николаевича — Галиной Гавриловной Фоменко, там и родился первенец Сергей.
— Мать рассказывала, как мой дед, ее отец — Гавриил Семенович, уходил на фронт в 1941 году, — вспоминает мой собеседник. — Военные машины прибыли в поселок за новобранцами. Галина бежала со всех ног вслед уходящей транспортной колонне, по пути споткнулась и упала, плакала навзрыд — так с папкой хотела попрощаться. Водитель снизил ход, остановился на минуту, отец выбежал навстречу дочери и принялся ее обнимать. Мама помнит, что чувствовала в те минуты — видит отца в последний раз…
По крупицам Владимир Фоменко собирает информацию о Гаврииле Семеновиче, даже разыскал фронтовиков, с которыми воевал дед. Тогда формировались три дивизии: в Кропоткине, Армавире и Тихорецке. Позже те, кто выжил, вошли в состав 62-ой Тихорецкой кавалерийской дивизии, где и служил Гавриил Фоменко. После боя за Ростов в живых осталось 200 человек из десяти с половиной тысяч бойцов. Страшное побоище развернулось в лютый мороз, когда Красная Армия билась за Ростов. Дивизия переправлялась ночью по льду, а с берега немцы стреляли на поражение. Один из офицеров рейха оставил воспоминания, которые в архиве обнаружил Фоменко.
«Бой был страшный, — описывает немец, — в казаков стреляли, а они будто восставали из мертвых и, выходили из воды замерзшие Когда дошли до берега, то запели они песнию...Ужас сковывал фрицев. Казаки кололи противника штыками и рубили шашками. Казачьему войску удалось прорвать оборону, перебить весь разведывательный батальон эсэсовцев и противостоять врагу.
Дед Тимофей Евтехеевич Матвейченко поведал внуку о Кущевском побоище, которое происходило в 1942 году. На кукурузном поле немецкая дивизия устроила засаду. Там казаки и рубились с врагом. Фашисты передвигались на велосипедах, их первыми встретило казачье воинство. А на просторе, по полю, зловеще двигались немецкие танки. Не струсили наши воины, пошли на них.
— Дед рассказывал, как казакам удавалось заливать в щели танков бензин и поджигали вражеские машины. Вывели из строя шесть танков, — говорит Владимир Николаевич.
В 1972 году дед возил казачьих и хуторских ребят на памятник Кущевского сражения и показывал то самое поле боя.О казаках можно писать и говорить много, но, наверное, лучше великих не скажешь. Лев Толстой утверждал, что «Вся Россия казаками сделана», а французский император — Наполеон Бонапарт с завистью констатировал: «Будь у меня казачья конница, я бы завоевал весь мир!».
Достойные воспитанники
В казачьих общинах испокон веку господствует культ семьи, вот и в роду Фоменко традиция — свято почитать старшее поколение и никогда не поднимать руку на жену. Для мужчины женщина — царица: пока муж на службе, на жене дети, хозяйство и пахота.
— Такого отношения удостоены и мои невестки, — рассказывает Владимир Николаевич. — Сыновья Максим и Сергей оба военнослужащие, настоящие казаки. Старший Сергей пожалован серьезными наградами. У сыновей по двое детей, а мои внуки с пяти лет проходят подготовку в детском военно-патриотическом клубе «Патриот». Я обязан был взять шефство над мальцами в передаче казачьих знаний, навыков и мировоззрения. В наш адрес приходят со всех уголков страны благодарственные письма за службу выходцев из нашего клуба. Из 24-й Ставропольской десантно-штурмовой бригады и 205-й мотострелковой бригады из Буденновска приезжали в военкомат за нашими воспитанниками, потому что они — лучшие. Я стараюсь привить знания и навыки, которым учили меня деды.
Владимир Николаевич написал несколько книг о сражениях на кубанской земле его дедов и прадедов: «Полынь трава казачья», «Мифы и реалии казачьего рода Фоменко», «Значит надо жить», «Крепость Кавказская», «Кавказский портал». Передать читателю все семейные истории на страницах газеты невозможно: фотографии и выписки из документов, все это и многое другое хранится в сотнях бумаг личного архива семьи Фоменко.
Кристина Опарина.