Молодая семья из Кропоткина переехала в хутор Лосево, чтобы заняться личным подсобным хозяйством
Семья Баландиных обосновалась на улице Заречной, особенной на карте одного из старинных хуторов на Кубани. Административно она входит в его границы, но раскинулась на подступах перед рекой Челбас. По одной из версий именно тут поселился казак Лосев, в честь которого и назвали населенный пункт.
Вот это раздолье!
Вышла из машины и вдохнула полной грудью. От свежего, прозрачного, как хрусталь, воздуха, закружилась голова. А вокруг такое раздолье: огороды и сады до самой речки. За гравийной дорогой — чистое поле, где зеленеет пшеница.
— Мы неслучайно выбрали земельный участок в таком привольном уголке. Детям есть, где кататься на велосипеде и самокате, а нам — растить овощи, строить дом, — охотно рассказывает Елена Баландина. — В прошлом году заложили теплицу, вырастили первый урожай огурцов. Поняли, что это не дача, куда приезжаешь раз в неделю. Здесь нужно жить и заложили фундамент для дома.
Елена пригласила нас во двор. Прошли по тропинке мимо жилой хатки, строящегося навеса. И вот она — теплица под голубоватой пленкой, словно яхта, красующаяся на волнах зеленого моря буйной зелени. Дорожка вела вдоль грядок клубники, лука, перца, картофеля и опять же — к речке. Здесь Челбас уходил в залив, мосточек облюбовали рыбаки с удочками. Под рослыми деревьями пробил себе дорогу родник, тихо журчала вода. В этом райском уголке и трудятся молодые супруги Елена и Игорь Баландины, подрастают их дети — пятилетняя Валерия и трехлетний Виктор.
На все руки мастер
Елена не перестает восхищаться мужем: он все умеет делать своими руками. Теплицу поставил сам. Нашел подходящий вариант в интернете, додумал свои конструкции и взялся за изготовление металлического каркаса.
— Покупать металл дорого. Знакомый токарь выточил детали, с другом собрали трубогиб: и деньги сэкономил, и приспособление пригодилось. Сейчас мастерю каркас для второй теплицы, — делится Игорь.
Тросовая система помогает открывать фрамуги, проветривать теплицу. Нехитрое приспособление из колеса автомобиля раскручивает и натягивает проволоку. Емкость в углу теплицы подает воду в систему капельного орошения. На 240 квадратных метрах поднимаются по шпалерам помидоры. Одни кусты еще цветут желтым цветом, на других зреет завязь, наливаются изумрудные бока розовых, крупных помидоров. Недели две-три и они наполнятся рубиновым соком.
Молодые овощеводы всем сортам помидоров предпочли раннеспелый высокорослый. Они между собой его называют розовый салатный.
— Это самый вкусный сорт. Мы его попробовали сами, да и опытные владельцы ЛПХ рекомендовали именно его. Аппетитный, надежный в хранении, красивый розовый овощ на рынке разбирают вмиг, — говорит Игорь.
Сортов сейчас много, в основном импортной селекции. Сеять сразу несколько в одной теплице, как показал опыт Баландиных, не всегда оправдан. Потому они остановились на проверенном другими овощеводами сорте.
— Хорошую финансовую поддержку нам оказала администрация Краснодарского края. По государственной программе нам вернули 84 тысячи рублей из затраченных 130, — говорит Елена.
Она, бухгалтер по профессии, ведет счет семейного бюджета. Учится реализовывать выращенные овощи.
— Для оптовиков мы не интересны, им нужны объемы в тоннах. Мы пока что получаем десятки килограммов, — делится она. — До помидоров на этой земле поднялся редис, который мы уже реализовали. По ватсапу предлагала его друзьям и знакомым, и он разошелся по 80-100 рублей за килограмм, а оптовикам пришлось бы сдать редис всего по 30 рублей.
Игорь трудится над сбором каркаса новой теплицы, строит кровлю будущего сарая, закладывает фундамент семейного гнездышка. Он — потомственный железнодорожник. Его отец — Сергей Яковлевич, тоже из семьи железнодорожников, 38 лет отдал этой отрасли. Только жизнь многому научила. Сын пошел в отца и продолжил его дело, но в один момент Игорь оставил работу мастера в железнодорожном училище и ушел на свои хлеба.
Малый бизнес Баландиных
Сергей Яковлевич не сразу понял сына. Стал отговаривать его от покупки земельного участка на селе, тепличного бизнеса. Потом смирился, даже стал помогать в строительстве. Да и внук, первый среди внучат продолжатель рода Баландиных, Витя очень похож на дедушку. И не только лицом. Трехлетний мужичок проявляет большой интерес к делам отца и деда, год-другой и станет им помогать.
— Малый бизнес у нас никто не сможет отнять. Даже если мы не вырастим большой урожай овощей на продажу, семья не останется без пропитания. В прошлом году мы всю зиму питались своим картофелем, с грядок идет лук, чеснок, болгарский перец, капуста. Сейчас рассаживаю клубнику. В хуторе Лосево действует шесть торговых точек, есть куда сдавать продукцию, — рассуждает Елена.
В их семейных планах обзавестись хозяйством, выращивать скот. Начало уже положено: друзья подарили супругам трех козлят. Пока что они да верная овчарка — все их хозяйство. Пес служит им 11 лет. Молодожены купили его, как поженились. Теперь он переехал с ними на новое местожительство. Баландины протянули линию электроэнергии на свой участок, думают газифицировать дом, газовая труба уже проложена по улице Заречной. Да и по гравийной дороге в Кропоткин рукой подать — 10-20 минут езды, и в городе. Малый бизнес в Лосево — хорошая перспектива. Ее жители строят здесь современное жилье, начинают развивать овощные плантации.
Лосевское сельское поселение всегда славилось в Кавказском районе, как одно из активно развивающих новые формы хозяйствования. Неоднократно занимало призовые места в конкурсе, который проводит Законодательное Собрание края. И теперь число желающих работать на себя не уменьшается. В прошлом году родилось ЛПХ Баландиных, в этом добавится еще два хозяйства. Сейчас в поселении действует 1382 ЛПХ. Желание трудиться на земле стимулирует государственная программа развития малых форм хозяйствования.
Ольга Васильченко.