Как попасть в историю
Дома и люди
Старинный особняк в центре станицы Кавказской, построенный в ХХ веке, наконец, обрел образ жилого станичного подворья. За небольшой металлической оградой на клумбах радуют глаз цветы, зеленеют небольшие деревца. Появился у него и дворик, скрытый от любопытствующих забором из вишневого металлопрофиля. В доме, несколько лет пустовавшем, поселился заботливый и, надеюсь, постоянный хозяин. В прошлом году мы писали о громких входинах станичного краеведческого музея на новое местожительство. На мой взгляд, это событие пошло на пользу и дому с необычным архитектурным фасадом, где между белыми колоннами беззаботно играют с мячом белоснежные зайчики, и музею, который распрощался с теснотой.
Под звуки патефона
Чем меня располагает к себе станичный музей, так это «живыми» экспонатами: казачьи шашки кавказского и донского образца из зала казачьей истории, патефон послевоенной поры медленно крутит пластинку с мелодией танго «Счастье мое». Недавно появился радиоприемник 70-80-х годов прошлого века. Он успешно «ловит» современные радиостанции. И медный самовар подогреет чай, если его заправить древесными углями. Здесь царит дух домашней доверительной обстановки. Одну из шашек держали руки потомственного казака. Ее передал музею бывший атаман хуторского казачьего общества Николай Васильев. Самовар и приемник — подарок бывшего главы района Александра Фонтанецкого. Патефон, «читающий» черные пластинки большой иглой — особый экспонат. Его дарительница — Мария Галушко — сохранила послевоенную реликвию и передала в музей в рабочем состоянии.
Кстати, о дарителях. Это не только седовласые пенсионеры. Зачастую неординарные личности с активной жизненной позицией. Их, видимо, как и меня, привлекает та самая атмосфера доверительности, которую смогли создать четыре женщины. Одну из них — Любовь Дзюбу — можно назвать старожилом музея. Это она, будучи единственным музейным работником, ходила по домам односельчан, записывала воспоминания, собирала фотографии и заброшенные вещи, порой отдавая зарплату, чтобы спасти будущие экспонаты от разрушения. Ей под стать Светлана Калмыкова, которая ведала культурным наследием района до соединения с Кропоткином. Помогает создавать уют, оформлять экспозиции Татьяна Кирпичникова и молодой директор Клавдия Платонова, журналист по образованию, умело хозяйничает в новой, но, похоже, близки ей ипостаси.
Сегодня им не нужно обходить станичные улицы, станичники сами идут в музей и несут старинную утварь, фотографии и воспоминания, восстанавливают своими руками экспонаты. Здесь собирается совет музея, рождаются новые проекты, пополняется круг друзей. Именно так и появился проект «Пишем историю вместе», в спорах и обсуждениях появилась книга Анатолия Горяинова «Дом культуры — моя судьба». Ниточка тянется из далекого прошлого, когда Антон Ламанов и Федор Елисеев писали о станице Кавказской, ее людях и событиях прошлых столетий. Работники музея и его друзья настроены продолжить эту традицию — оставить потомкам воспоминания о Кавказской советской эпохи и современных годах.
В тиши музейных залов
Прохаживаюсь по залу «Вехи истории станицы Кавказской», перехожу в зал гражданской войны и революции, переступаю порог выставочного зала и ловлю себя на мысли: где все это богатство экспонатов хранили несколько лет назад, когда музей занимал одно вытянутое, словно трамвайный вагон, помещение? А ведь за ним еще зал Великой Отечественной войны и послевоенных лет, выставки керамических изделий под названием «Солнечная глина» и утюгов, самых что ни на есть обычных, которыми пользовались наши прабабушки. На подиуме глиняные сосуды разной формы и величины: для кого-то это просто старая посуда, кому-то она напоминает детство и перевернутые вверх дном макитры на штакетном заборе. Но есть среди этого многообразия особый «горшочек», миотской поры.
В этих залах немало экспонатов, которые десятки лет назад служили людям как предметы быта. Плательный и посудный шкафы, тумбочки, этажерки, журнальный столик, комод и трюмо. Они хранят колорит того времени и вкусы их хозяев, а сейчас создают особую атмосферу, порой так напоминающую домашнюю, словно ты оказался в комнате хозяев 19-го-начала 20-го веков, первоначальную красоту которых местному умельцу Юрию (не пожелал открыть полное имя) пришлось долго восстанавливать. Он, как настоящий друг музея, не пожалел времени, чтобы отреставрировать старинную мебель. Она благодаря стараниям сотрудников вписалась в историю станицы, а многочисленные экспонаты дополнили жизнь той поры. А заслуженный строитель Кубани Виктор Клименко, построивший немало зданий в станице, сейчас охотно помогает музею. Он смастерил макеты противотанкового ежа, бороны и станка для формирования саманного «кирпича».
Не просто казачий особняк
«Домик с зайчиками», как называют его станичники, был построен в 1915 году и принадлежал казаку Петру Курясину. Он, конечно же, не типичный, а, скорее, эксклюзивный вариант казачьего жилья. И все же у некоторых рождается мысль: а не создать ли тут музей «Казачий особнячок», он невелик, а потому назвать особняком трудно. Мысль по-своему интересна, но коллектив музея не настроен сузить историю Кавказской до столь узких границ. Станица жила и живет жизнью всей страны. Нам есть что хранить и кем гордиться. На мой взгляд, коллектив умело сочетает масштабность истории с домашним колоритом, тем самым сохраняя особый дух тепла родного очага. Этим, по-моему, станичный музей отличается от своих коллег, других музеев, казенных государственных учреждений.
Ольга Васильченко.