Валентину Яковлевичу Деревянко, ветерану труда, исполнилось 90 лет
Встреча с Валентином Яковлевичем Деревянко состоялась в его доме, что стоит в самом центре станицы Темижбекской. Но родился он в городе Кропоткине. После войны улицы Гоголя, Красная и другие стали освобождать от частного сектора. Молодой семье Деревянко (Валентин женился к этому времени) удалось с родного подворья перевезти кирпич в станицу. Но не только дом поставил хозяин, — разбил сад, супруги родили и вырастили двух сыновей.
Отец работал на маслозаводе, мать занималась домашним хозяйством. Учился Валентин в школах им.М.Горького, Маяковского, Луначарского. Была в истории этого южного городка и чёрная дата — 4 августа 1942 года. Немцы оккупировали Кропоткин. Но задержаться надолго не смогли, погнали их наши. Семья Деревянко заплатила, как и многие советские люди, дорогую цену за Победу: погиб старший сын, танкист. Сам Валентин помогал санитарам в госпитале, который размещался в одной из школ города — сейчас это школа №44, выздоравливающим раненым. Подростки работали на уборке овощей, разрешалось брать и домой. До сих пор Валентин помнит вкус тех овощей — вареных и пареных картофеля, капусты, репы.
По окончании девяти классов Валентин Деревянко поступил в Кисловодский зооветеринарный техникум. После окончания уехал по направлению в калмыцкие степи, в Элисту. Животноводство успешно развивалось, и Валентин приобрел большой опыт по лечению и предупреждению болезней у животных. Видел, как возвращались в родные степи калмыки, которых в тяжелое время высылали на север: они плакали, целовали и даже ели родную землю. Валентина тоже тянуло на родину, на Кубань, в вишневый и яблоневый край. Вернулся в Кропоткин, а чуть позже переехал в станицу Темижбекскую, работал на ветучастке. Председатель колхоза со временем уговорил его перейти в колхоз. Валентин играл на аккордеоне, еще в детстве у него был замечены музыкальные способности. В станице строили дороги, школу, здание правления колхоза, Дом культуры. Неожиданно председатель назначает Валентина директором Дома культуры. Творческая работа кипела. Валентин Яковлевич создает духовой оркестр, вокальный, танцевальный кружки и клубы по интересам, всего 12 объединений. Полномочным представителем ДК на полях и фермах стала агитбригада. Программу ее составлял сам директор. Поэтом себя не считал, но с рифмой дружил. Валентин Яковлевич оказался творческой личностью, человеком мыслящим, начал печататься в районной газете. Писал о Викторе Афанасьеве, генерале, руководителе военного сводного оркестра на парадах, о Викторе Захарченко, с которым знаком лично. Во многом с ним соглашался, например, в том, что народ пытаются отучить от традиционного хорового пения, чтобы люди забыли те колыбельные, что пела мать, те строевые, что пели деды, те боевые песни, с которыми одержали победу на войне.
Дом культуры стал любимым местом отдыха для станичников, приходили сюда целыми семьями, для молодежи — центром досуга. Коллектив ДК участвовал в смотрах художественной самодеятельности, в фестивалях, занимал первые-вторые места. Собеседник мой заметил, что чем дольше живет, тем слаще для него голоса друзей, близких знакомых, коллег.
Представление к награде было написано на основе дипломов победителей. Валентин Яковлевич стал лауреатом премии Н.Островского. В честь 80-летия со дня рождения В.Афанасьева его отметили «Серебряной звездой» и «Почетным серебряным крестом». Валентин Яковлевич — ветеран труда, ветеран войны, у него шесть юбилейных медалей, в том числе — и к «75-летию Великой Победы». Рассказ Валентина Яковлевича скорее был похож на повествование: охватил много событий, людей. Поведал об изменении станицы. А главное — это был итог осмысления своего времен, оценка века, ведь 90 лет — это почти столетие. Именно столько исполнилось моему собеседнику 18 апреля. Накануне ему передал поздравление председатель районного Совета ветеранов Олег Булюктов. Вспомнилось точное изречение: некоторые люди забывают расписаться в книге присутствующих на земле. Валентин Яковлевич не забыл, оставил хороший след, — 26 лет отдал ставшему любимым делу: музыке, культуре, творчеству, людям. Беседа длилась более четырех часов, но время пролетело незаметно. А каждый из нас, особенно Валентин Яковлевич понял: самая большая роскошь в жизни — это роскошь человеческого общения.
О.Твердохлеб.