Две войны Семена Шейченко

Две войны Семена Шейченко

О героизме и подвигах солдата Красной Армии

В этом году мы отмечаем 80-летие со дня окончания советско-финской войны (1939-1940 г.г.) и 75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Я хочу рассказать о подвиге простого русского солдата Семена Шейченко, прошедшего две страшные войны XX века.

Семен Денисович мой родной дядя по материнской линии, родился 25 мая 1919 года в многодетной крестьянской семье в Белгородской области. В 1925 году умирает его отец. Голод 1933 года вынудил его маму, вдову Матрену Филипповну Шейченко, со всей большой семьей переехать на Кубань в станицу Темижбекскую, ставшую для нашего рода второй малой родиной. В октябре 1939 года Семен Шейченко был призван в Красную Армию Кропоткинским РВК. Солдатская судьба привела его в 150-ю стрелковую дивизию, в которой он прослужил в 469-м стрелковом полку два очень непростых года.

30 ноября 1939 года началась 105-дневная кровопролитная советско-финская война, о которой, к сожалению, мы знаем очень мало.

Боевые действия частями РККА в советско-финской войне велись с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года с активным участием 150-й стрелковой дивизии, наступавшей в направлении главного удара наших войск. В начале декабре 1939 года 150-я стрелковая дивизия форсировала реку Тайпалеен-йоки, захватив плацдарм на ее северном берегу, после чего безуспешно пыталась преодолеть Тайпаленский узел сопротивления противника. Атаки частей дивизии следовали одна за другой. Мужественные бойцы и командиры, поливаемые вражеским свинцовым дождем с противоположного берега, переправлялись через бурную реку Тайпалеен-йоки и с ходу атаковали финские укрепления на линии Маннергейма. Многие нашли смерть в холодных и быстрых водах реки.

Стойкий, мужественный солдат Семен Шейченко сумел переправиться на противоположный берег. Его вынесло быстрым течением, а спасло, как он считал, только Божье чудо. Выбравшись на каменистый берег реки, красноармеец Семен Шейченко в составе стрелкового батальона 469-го стрелкового полка геройски держал оборону от наседавшего противника.

Тридцать шесть бойцов и командиров РККА, особо отличившихся в советско-финской войне, были награждены званием Героя Советского Союза, одиннадцать из них — из 150-й стрелковой дивизии 13-й армии. Мы знаем об их воинском подвиге немногое или вовсе не знаем ничего, и это несправедливо.

Накануне Великой Отечественной войны 150-я стрелковая дивизия находилась в Одесском военном округе: 674-й и 469-й стрелковые полки дислоцировались в Одессе, а третий — 756-й — в районе села Беляевка возле Днестра. 23 июня 1941 года в районе деревни Цыганка Молдавской ССР красноармеец 469-го стрелкового полка Семен Шейченко принял первый неравный бой с противником. Полки дивизии сдерживали в течение двух недель натиск превосходящих сил врага. 150-я стрелковая дивизия, имеющая бесценный боевой опыт советско-финской войны, состоящая преимущественно из кадровых солдат и офицеров, героически сражалась в составе 9-й армии, Приморской Одесской группы войск, Приморской армии Южного фронта.

Горький путь отступления

Солдату Семену Шейченко в составе 469-го стрелкового полка 150-й стрелковой дивизии выпала горькая участь отступления в юго-восточном направлении. 150-я стрелковая дивизия вела ожесточенные бои с противником в районе Новой Одессы, Николаева и Херсона. О героизме и подвигах воинов на начальном этапе войны рассказывают архивные документы МО РФ. В первых кровопролитных боях с 3 по 13 июля 1941 года в районе деревни Вишневка, города Комрат Молдавской ССР погибли 49 командиров стрелковых рот и взводов, батарей, политруки. Это была ощутимая, огромная потеря для сражающейся стрелковой дивизии.

Потери 150-я стрелковая дивизия несла не только в боях с вооруженным до зубов противником, удары наносились из тыла кулацкими бандами, как сказано в боевых донесениях, орудовавшими на территории недавно включенных в состав СССР Бессарабии и Северной Буковины. С ожесточенными боями, под натиском превосходящих сил противника, 150-я стрелковая дивизия отходила на восток. В огне этих сражений воспитывались солдаты и командиры, которые впоследствии пришли к Великой Победе. Но тогда, в июле-августе 1941 года, до этого было еще очень далеко.

В одном из кровопролитных октябрьских боев 1941 года на Миусском рубеже 469-й стрелковый полк был окружен фашистскими танками и пехотой. Все пушки были разбиты, израсходованы все патроны и гранаты. В рукопашной схватке, в отчаянном броске уцелевшая горстка бойцов и командиров полка попыталась вырваться из кольца окружения. Красноармейца Семена Шейченко во время прорыва, под градом мин и снарядов, контузило и засыпало землей. Он не помнил, кто и как его откопал, пришел в сознание, когда кругом были немцы. А вскоре поезд уже мчал его на запад, в гитлеровскую неволю, навстречу страданиям долгого фашистского плена.

За колючей проволокой

Война без пленных не бывает. На долю человека, попавшего в плен, выпадает тяжелая судьба. Не избежал своей горькой доли и мужественный солдат Семен Шейченко. Только теперь нам стало известно, что подавляющее большинство из почти 5 миллионов солдат и офицеров РККА оказались в плену совсем не из-за трусости или предательства, а стали жертвами неразберихи, царившей порой на фронте, отсутствия оружия и боеприпасов, по ранению…

Воин Семен Шейченко не оставил нам воспоминаний о плене, скупые рассказы его, в изложении сына Виктора потрясают до глубины души. «Добродетельные нации», целиком поглощенные военной кампанией на восточном фронте, определили его на работу в шахте с нечеловеческими условиями содержания. Трижды бежал солдат Семен Шейченко из этого ада. Искусанного немецкими овчарками, окровавленного, еле живого, его всякий раз возвращали в еще более суровые места каторжного труда, где смерть казалась избавлением от подаренного фашистами «немецкого счастья». Семен выдержал все специальные проверки после освобождения из плена в мае 1945 года. Продолжил воинскую службу в 693-м гаубичном артиллерийском полку 207-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии в группе советских войск в Германии. Демобилизовался воин-артиллерист Семен Шейченко в июле 1946 года.

Одна на всех Победа

1 мая 1945 года штурмовое знамя 150-й стрелковой дивизии 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии Белорусского фронта было водружено над поверженным рейхстагом и стало Знаменем Победы, главным символом Советского Союза в Великой Отечественной войне. Я убежден, есть на этом Знамени капельки крови и рядового 150-й стрелковой дивизии первого формирования Семена Денисовича Шейченко, его боевых товарищей, прошедших все круги ада той страшной войны.

За мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны красноармеец Семен Денисович Шейченко был награжден орденом Отечественной войны II степени, боевой медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», а также юбилейными медалями.

Жизнь после Победы

Я не знаю, и теперь никогда не узнаю, какие страшные муки и страдания испытал русский солдат Семен Шейченко, томившийся в фашистском плену долгих три с половиною года. Вспоминал он о плене крайне неохотно, как и все несчастные, побывавшие там. Но я знаю точно, что две страшные войны, муки плена не сломили силу духа русского солдата. Он прожил достойную жизнь в родной станице Темижбекской.

Вернувшись из армии, Семен Денисович женился, посадил большой сад, построил просторный красивый дом. Вместе с любимой женой Меланьей он воспитал сына Виктора, трех дочерей — Валентину, Татьяну и Раису. Шло время, дети, позднее и внуки обзавелись семьями, достойно продолжая добрые традиции рода. Десятки лет Семен Денисович добросовестно проработал комбайнером в станице Темижбекской. Был неизменно добр, улыбчив, щедр душою, очень отзывчив на чужое горе. Может быть потому, что своего лиха хватил сполна. Любил хорошую шутку, добрую песню, радовал жителей станицы своими выступлениями в казачьем ансамбле ветеранов войны и труда Дома культуры «Восток». Таким он и останется навсегда в нашей благодарной памяти.

Александр Ноженко,

г.Мытищи Московской области.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!