Ее стихи и стихия

Ее стихи и стихия

Жительница Кропоткина Елена Невтрилова стала писать стихи в зрелом возрасте. Особая тема ее поэтического поприща — война.

Рукописные тетради

Мне на глаза попались сборники «Самиздат». Серая оберточная бумага с неровно обрезанными краями прошита белыми нитками. На обложке старательно выведено: «Стихи о войне». Листаю, вчитываюсь. Ловлю себя на мысли: какие яркие образы, сколько эмоций! Немцы угоняют родных в Германию, город в огне вражеских бомб, крик юной души — война, ты детство украла у меня!

Настолько эмоционально переданы события военной поры, что невольно задумываюсь о том, сколько горя пережито поэтессой.

Война-злодейка! Что ж ты натворила?!

Родных моих забрала,

На веки вечные меня осиротила,

Ты детство украла у меня!

х

Город черный, как уголь,

Провалился во тьму,

Лай собак не нарушит

Теперь тишину…

По развалинам брожу я,

Как будто во сне

И разбросаны вещи,

Дом камнями лежит.

Горло сжали мне «клещи»,

Сердце больно дрожит…

Особенно много поэтических откровений посвящено Дню Победы, ветеранам-фронтовикам, как эти строки:

Я войну никогда не забуду,

Сколько горя она принесла,

Сколько покалечила судеб,

Сколько жизней она унесла.

И у нас, стариков-ветеранов,

Убеленных уже сединой,

До сих пор болят наши раны,

Нанесенные нам войной.

Все это аккуратно сложено в небольшую коробку, сверху надпись: «Архивный отдел администрации города Кропоткин. Коллекция из истории города. Дело №14, Невтрилова Елена Петровна». Как попали личные записи этой женщины в архив Кавказского района, сотрудники сказать не могут, да теперь это и не важно. Главное, история жизни необычного человека останется в его стенах на сотни лет.

Неожиданный поворот

Каково было мое удивление, когда в биографии Елены Петровны о войне не было сказано ни слова. Родители живы. Безоблачное детство девочки проходило в Приморско-Ахтарске. Она боготворит свою первую учительницу Екатерину Горшкову, собирает на пшеничном поле васильки и посвящает свои первые четверостишия морю.

Небо синее, чайки белые,

Солнце жгучее и водоем.

Нет на свете моря любимее,

Чем Азовское море мое.

Оказывается, Лена наделена талантом актрисы, любит литературу, с выражением читает стихи классиков, а на досуге рифмует собственные. Ее страсть — театр. Старшеклассницей играет в народном театре клуба «Рыбник Юга». Мечтает о столице, театральном институте и большой сцене.

Моряк-водолаз

Но Елена приглянулась моряку. Он не хотел потерять девушку и все сложилось по его желанию. Получив аттестат зрелости, выпускница школы стала женой морского водолаза. Ее половинка бороздила моря, поднимая со дна затонувшие судна, а Елена воспитывала дочь и жила с родителями мужа. Освоив работу учетчицы на рыбном заводе, сделала не театральную, а бухгалтерскую карьеру, но сцену не оставила, играла в местном клубе. Семейное счастье у нее так и не сложилось. Муж, вернувшись домой после смерти отца, устроился водолазом в Приморско-Ахтарском порту и заскучал о далеких морях, экзотической работе. Стал прикладываться к рюмке, дебоширить и Елена, собрав детей — старшую дочь и родившегося сына, уехала к своим родителям.

Судьба кидала по стране

Удивительно, но жизнь вела Елену к мечте. Спустя несколько лет она стала режиссером народного театра. В станице Ольгинской трудилась заведующей сельским клубом. В станице Динской, куда перебралась с дочерью, направлена на работу зоотехническим техникумом, работала кассиром в клубе и руководителем драматического коллектива на добровольных началах. Здесь окончила театральный институт и получила диплом режиссера. Затем дети позвали ее в Пермь, оттуда переехала в Молдавию, город Бендеры. Когда зять обосновался в Кропоткине и начал работать на маслозаводе, дочь позвала Елену к себе. Здесь и прошли последние годы ее жизни. В личном архиве собраны вырезки из газет, фотографии, афиши. Она выступала на концертах, читала стихи, играла главные роли в спектаклях народных театров, создавала собственные постановки, оставаясь верной сцене. Оправившись после инсульта, с еще большей жаждой потянулась к общественной жизни. В эти годы сама себя называла: «Я старушка-веселушка». В Кропоткине она стала завсегдатаем в городском Доме культуры, выступала по городскому радио и на телевидении. Написала более 5000 стихов, 3,5 тысячи из них — авторские песни. О ней писали в городских и районных газетах. В остальном же Елена Петровна была как все.

Ольга Васильченко.

P.S. Скорее всего после смерти близкие собрали все, что было дорого Елене Петровне Невтриловой, и передали в городской архив.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!