Во всем полагайтесь на волю Божью

Во всем полагайтесь на волю Божью

«Солнце да не зайдет во гневе вашем. Этому правилу необходимо следовать не только в Великий Четверг. Запомните, что все невзгоды мирские — от гнева и злости. Хорошо бы совсем не серчать, но уж когда прорвалось серчание, не допускай его до греха. Гневайся час или два на близкого человека, но не засыпайте с мыслями о плохом. Просите прощения сегодня, завтра и всегда… Во всем полагайтесь на волю Божью», — говорит протоиерей Петр Клитовченко.

Отец Петр — настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии известен во всей России. У умудренного жизнью батюшки прихожане всегда найдут совет, исповедуются и причастятся. «Помогать людям словом — Божье призвание, так и иду с кадилом по жизни», — с таким убеждением живет священнослужитель.

Редакционное задание встретиться с отцом Петром я восприняла с воодушевлением: уж познакомиться с легендарным старцем нашего района — особая честь. О хозяине необыкновенно красивого храма знают даже дети. А называют они святилище — «пряничным домиком». Расскажу, как я об этом узнала. Однажды прогуливаясь с детьми по сосновому бору, мой сын Тимофей сказал: «Мама, помнишь сказку о пряничном домике? Там герои Маша и Ваня наткнулись на него в лесу. А я этот домик именно таким и представлял», — указал сынок на храм Божий. Пригляделась, и правда — стены, будто из пряников, а крыша — из леденцов. Только вот хозяин сказочного Божьего храма не злой медведь, а особенный человек,от которого исходит теплая благодать и умиротворение. Вижу его каждое утро, проезжая на работу мимо церкви сказочной архитектуры. Отец Петр неустанно наводит порядок на подворье. Ему не чужда любая работа: метет двор, граблями собирает вялую траву и сухие ветки, высаживает цветы. Добрый священник всегда вызывал уважение и интерес к себе. В назначенный день бегу на встречу, и оказываюсь в настоящем райском уголке. Благо погода в этот день выдалась теплой, безветренной и удалось рассмотреть всю красоту самого живописного места в микрорайоне. На лавке ждет меня отец Петр, тот самый именитый старец с доброй душой. Встретил он меня ласковой улыбкой, открытым взглядом, приобнял. В один миг ощутила его мощную энергетику молитвенника, которой не бывает у мирских людей. Стало легко и тепло на душе, и беседа полилась на одном дыхании.

26 февраля Петру Федоровичу исполнился 81 год. Его детство прошло в Луганской области.

— В шесть лет на мне было 75 голов скотины, которую нужно было в четыре утра выгонять на пастбище за несколько километров от дома. До сих пор я поднимаюсь
в это время, привык. На нас с братом была возложена большая ответственность: мы собирали коров со всей улицы Чапаева в поселке Дзержинском. Я знал каждую коровушку по имени да
в каком дворе содержится. Взрослые уходили в поле, подростки — в школу, я — на пастбище. Спустя два года и меня отправили учиться.

Зато Петр Клитовченко в школе был фаворитом. Учителя любили мальчика за справедливость и способность держать дисциплину в классе. Порой, когда учителю было сложно справиться с непослушными учениками, Петр приходил на выручку, за это его побаивались и уважали сверстники.

Детство отца Петра было изувечено войной. Отца Федора Спиридоновича убили в 1942 году на фронте.

— Я рано повзрослел, пришлось пережить голод и нищету. Однажды в дом ввалились немцы, — рассказывает отец Петр. — Мы с братьями и сестрами выстроились у стеночки, аж колени тряслись. Не знали чего ожидать, но больше боялись, что корову заберут. Один из фрицев нам хлеб оставил, а скотину у соседей забрали. Помню еще, как всей улицей буханки хлеба ловили, которые советские летчики бросали нам с самолета. Так и выживали.

Петр Федорович вспоминает еще один случай. Некоторое время в семье проживал советский солдат. Доставили военного на грузовике, с сундуком, там его продовольственные припасы лежали.

— Я в том возрасте вредный был. Решили мы с родными кашу манную наварить, да что-то не по-моему случилось. Сел я в уголок, щеки надул. А гость наш улыбнулся, достал из своего сундука сахарок, да присыпал нам кашу, пригласил меня за стол. Вкусно так было, сладко! — вспоминает священник.

Великий день

Любовь к церкви Петру Федоровичу привила мама, Матрона Лазаревна. Пасха была в семье самым радостным и самым почитаемым праздником.

— В Великий Четверг, ранним утром, мама рассаживала меня, моих братьев — Алексея, Николая, сестер — Галину и Любовь на лавку и обмывала. Это было обязательной процедурой в этот великий день. Считается, что вместе с душой очищается и тело. В 10 лет я стал прислуживать в храме — пономарить. Сколько себя помню, столько молился и постился. С детства знал церковный Устав, ему и следую, — говорит батюшка.

После школы семнадцатилетнему Петру отказали в приеме в Одесскую духовную семинарию. По возрасту не проходил, рано, поэтому он отправился работать в шахту.

— Труд был у меня ответственной, я следил за тем, чтобы шахту не затопило – откачивал воду, — вспоминает Петр Федорович. — Помню спускаться надо было в кромешную тьму, спасала одна шахтерская керасиновая лампочка, а если та потухнет, то пробирался на ощупь. Сосредоточенно поворачивал пускатель, если не в ту сторону его повернуть, то заклинит мотор и могла произойти беда. В сводное время не сидел, а грузил горную породу, участвовал в добыче угля.

Под землей парнишка учил молитвы, положенные для сдачи экзаменов в семинарию, а после работы спешил в ближайший храм.

Стройбат

В 1956 году Петр Клитовченко поступил в семинарию, а с третьего курса его призвали в армию — в стройбат, на лесоповал.

— Работали в тяжелых условиях. Со мной служили еще два семинариста, мы поддерживали друг друга и своих сослуживцев верой, этим и спасались, — вспоминает он. — Если бы не армия, то не встретился бы я со своей матушкой Елизаветой. Жизнь нам подарила замечательных дочерей, за что я очень благодарен ей.

А встреча будущих супругов состоялась после увольнения в запас, когда Клитовченко продолжил учебу в семинарии и одновременно служил дьяконом при Крестовой церкви в Одессе.

— Я стеснительным был в любовных делах. Подойти познакомиться с девушкой не мог, но заприметил Елизавету давно. Она скромно стояла службы, молилась и целовала иконы. Долго наблюдал за ней, но был пост, и я оправдывал себя тем, что непременно подойду к ней после, — вспоминает отец Петр. — Осмелился на Пасху. Взял с собой крашеные яйца и поднес девушке. Поздравил с Воскресением Христовым, а вот обязательное пасхальное целование опустил — засмущался…

В этот же день парень отправился провожать свою избранницу домой, а ехать нужно было на автобусе №27, через всю Одессу. Так и стали встречаться. Свадьба состоялась не скоро, Петру приходилось много работать.

Наставники

В семинарии у отца Петра сложились добрые отношения с учителями. Много лет он вел переписку с преподавателем русского, английского языков и пения ­— Верой Любимской, а также с Петром Ереминым — учителем Нового Завета. В его домашнем архиве сохранились письма и поздравительные открытки от них. С матушкой Елизаветой даже в гостях бывали у учителей. Духовным наставником отца Петра во время учебы в семинарии являлся известный подвижник благочестия — Кукша Одесский, прославленный в лике святых.

Время перемен

После многих лет служения в Луганской области, отец Петр просит о переводе в Краснодарский край, на родину матушки. Все храмы, где служил наш батюшка, преображались на глазах прихожан. Когда отец Петр прибыл в Иоанно-Богословский храм в Новокубанск, то добился разрешения у властей увеличить высоту потолка и сделать пристройку. Он отстоял закрытие храма и продолжил службы.

Позже Петр Клитовченко перевелся в Кропоткин и был назначен настоятелем Свято-Покровского собора. В то время святыня требовала капитального ремонта. Только благодаря усилиям отца Петра началась реставрация собора. Была смонтирована система отопления, построена крестильня, подсобные помещения, на его территории был восстановлен храм Казанской иконы Божьей Матери.

Дал начало больших реставрационных работ священнослужитель и в главном соборе Кубани — Свято-Екатерининском, где отслужил настоятелем с 1986 по 1987 годы. Затем работы по обновлению храма начались в Свято-Троицком храме в Армавире, в котором отец Петр прослужил около четырех лет. Именно он начал возводить здание, в котором сейчас располагается Православно-социальный институт.

За три года до скорбной кончины матушки Елизаветы, владыка Исидор удовлетворил просьбу отца Петра о переводе в Кропоткин. И в 1991 году продолжились большие изменения Свято-Покровского собора: был обновлен иконостас, приобретены колокола, завершено перекрытие куполов. В храме возродилась воскресная школа для детей и взрослых.

По стопам отца

В память о своей матушке отец Петр на городском кладбище построил часовню в честь святой Елисаветты. Его дети связали свою жизнь со служением Господу. Старшая дочь Миропия живет со своей семьей в Москве и является регентом в одном из храмов. Младшая Тавифа — регент Свято-Покровского собора в Кропоткине. У отца Петра 11 внуков, о каждом он говорит с особой теплотой и любит двойной любовью — за себя и за бабушку.

Долгие годы отец Петр служил благочинным Кавказского района. Его трудами обновлялись храмы, возводились колокольни, возрождалось казачество. Более 30 лет протоирей Петр был настоятелем Покровского собора.

Когда движет идея

Батюшка вынашивал идею построить свою церковь. Говорят, что истинный пастырь всегда пойдет туда, где его ждут и нуждаются в пастырской опеке. Вот так долгое время жители микрорайона №1 мечтали о своей церкви. Людям приходилось далеко ездить на службу в центр города, и отец Петр решился.

Строительство началось в октябре 2005 года по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора. Подобный храм отец Петр увидел в курортном городе Сочи и мечтал построить такой же. Батюшка принялся рассказывать, с чего началась история храма: «После поддержки руководства района, мне не терпелось приступить к работам. Средствами помогли добрые люди и прихожане. Место, в котором мы с Вами сейчас находимся, в то время было неухоженым, следовало расчистить его от сорняков. Вручную было не справиться, но мной двигала идея, я не мог откладывать дело. В этот же день нанял трактор, мне разровняли территорию, на следующий день мы с прихожанами Свято-Покровского собора приступили к рытью котлована для фундамента. Работа пошла в радость».

Отец Петр контролировал все работы строителей, помогал им возводить храм с самого основания. 1 января 2006 года бригада из Кирова доставила готовый лес для возведения церкви, а в начале марта уже приступила к внутренней отделке. Внизу — подвал и воскресная школа, рядом — хозпостройка. В то время городская администрация помогла газифицировать помещения. Внутри святыни стало тепло и уютно. 17 сентября храм был освящен митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором. Настоятелем по совместительству назначен протоиерей Петр Клитовченко.

— Все мои идеи и задумки — в этом храме. Я создал его своими руками и рад, что он стал достопримечательностью города. Всю душу я вкладывал в каждую церковь, в которой служил, но нашел свое умиротворение здесь, в этих стенах, на родине своей дорогой сердцу матушки, — говорит он.

Малая часть

За что я люблю свою профессию и свою работу — она дарит мне знакомства с интересными, выдающимися людьми. Личная встреча с отцом Петром — для меня большая честь, как и прикосновение к истории создания его храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, который дарит столько приятных эмоций прихожанам и детворе.

…Мы еще долго сидели и беседовали со священником обо всем на свете, и мне кажется, что в этом материале написана лишь малая часть удивительной жизни такого великого человека.

Протоирей Петр Клитовченко внес огромный вклад в развитие христианской веры, становлению церквей на Кубани. Он — кавалер ордена Святого равноапостольного великого князя Владимира III степени, ордена преподобного Сергия Радонежского III степени, двух орденов преподобного Серафима Саровского II и III степеней. Отец Петр — лауреат общественной премии «Имя Кубани» и активный участник сбора гуманитарной помощи беженцам с юго-востока Украины.

Кристина Опарина

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!