Тот, кто раньше писал на заборах, сегодня пишет в интернете
Именно эта фраза гуляет в нашем журналистском сообществе в отношении злобствующих элементов социальных сетей. Мы давно «сидим» в интернете ради передачи информации и читаем комментарии на свои посты по долгу работы. Люди задают вопросы, в чем-то сомневаются, где-то недоумевают, делятся своим мнением, ставят лайки, — это одна категория пользователей. А другая — хамит, ерничает и оскорбляет. В наши дни это нормально… Мы ушли от живого письма, бумаги, авторучки и конверта, углубились в электронное общение. И если раньше читать чужие письма считалось дурным тоном, то сегодня сами авторы не скрывают свои мысли. Все открыто и доступно, все позволено и безнаказанно.
Я, как редактор газеты, сайта и соцсетей ognikubani, несколько раз порывалась высказаться на тему о нарастающем градусе злости наших комментаторов, но то и дело откладывала. Назрело этой весной, в непростой период для нашего общества, когда нависла угроза эпидемии неведомого ныне вируса, когда власти включили беспрецедентные меры профилактики: пропуски для передвижения, патрули, ограниченный режим работы в больницах, закрыли магазины. Обращения губернатора, ежедневные сводки Минздрава, разъяснения о мерах поддержки — все в наших новостных лентах. И тут понеслось — поток брани, язвительности, насмешек, глупостей.
Я не священник, который увещевает и утешает грешных мирян, ни чиновник, который обязан выслушивать жалобщиков и сутяжников и не ссориться с ними при этом. Я из другого ведомства — СМИ — потому буду говорить прямо и даже резко. Вам же (обращаюсь к интернет-хулиганам) можно хамить журналистам, волонтерам, полицейским, госслужащим, которые выполняют возложенные на них обязанности, доставляя продукты старикам и многодетным, патрулируя улицы, предостерегая маловерных от опасности заражения. Эти люди работают ради нашей безопасности. Таковы сегодня правила, и с действительностью нужно считаться. Но нет, наши извечные демагоги и скептики утверждают, что объявленная самоизоляция — это все для отвода глаз, чтобы отвлечь народ от «крамольных», на их взгляд, поправок в российскую конституцию. Экзотическая версия! Особенно, если учесть, что в сговор с нашей властью вступили наш друг Китай, сытая Европа и даже извечный противник США. Политические партнеры даже уморили тысячи своих граждан, чтобы подыграть Путину. Провокаторы видят в жесткой позиции государства — заговор против людей. Кстати, о критике. В Одноклассниках некий пользователь под ником Константин (полностью не называю имя) резко требует от меня критического репортажа о ремонте городского коллектора, якобы коммунальщики постоянно производят ремонт на одном и том же месте. Оппонент упрекает «Огни Кубани», что мы работаем только в интересах властных структур. Сразу отвечу: мы работаем в интересах здравого смысла.
Хотите критики? С вас мы и начнем. О том, что наша подземная канализационная система сегодня — это решето: некондиционные трубы изъедены химикатами; о том, что в предшествующий год в городе случилось девять аварийных провалов, а с начала этого года — пять; о том, что районная и городская администрации поступательно, шаг за шагом, производят замену ветхих труб на современные, что вкладывают немалые бюджетные средства; что это городская проблема — предмет краевой программы софинансирования — «Огни Кубани» писали, вещали, снимали раз пятнадцать. Были очерки с экскурсом в историю вопроса, аналитика, инфографика. Но, нет! Наш оппонент Константин, впрочем, и иже с ним, не читают, не вникают, не слышат, не видят объективной реальности. Если, опять же подходить критически, советую «принципиальному» горожанину со своей интернет-компанией взяться за лопаты, да со сознанием дела помочь «Водоканалу» с ремонтом.
…Я, конечно, обращалась к статьям по психологии на тему — почему люди так злобствуют в соцсетях? Психологи говорят: от незанятости, желания выдвинуться на первый план, самовыразиться, есть среди них и откровенно психически нездоровые люди. Но по моим, сугубо личным, наблюдениям — демагоги и хулиганы интернета — это безнадежные бездельники, горлопаны и хамы (я предупреждала о своей резкости).
Еще одна картинка к моему выводу: в Одноклассниках мы разместили информацию благочинного Кавказских церквей отца Кассиана. Уважаемый священник, который немало приложил сил к социальной жизни мирян и благотворительности, рассказывал, как в условиях пандемии работают храмы: богослужения проходят без участия прихожан, священники выезжают по просьбе на дом для причастия пожилых людей, отпевания усопших. Церковь смиренно живет настоящими реалиями и считается с профилактическими мерами, установленными государством. …Как только не глумились над священником злобствующие элементы! Радовались по поводу того, что церковь якобы потеряет большие деньги, писали о том, что храм превращен в торговый зал (наверное, имея в виду маленькую свечную лавку, где продают крестики, иконки и свечи), издевательски рассуждали о ненужности церкви, как таковой. Эти люди представления не имеют о церковном укладе жизни: размерах оплаты за отопление, водоснабжение, уборку зданий церквей, которые в большинстве своем являются памятниками культуры, и о благородной миссионерской деятельности духовенства района. Кто-то из воцерквленных попытался деликатно возразить, но получил в ответ ощутимую зуботычину. Бесовщина ли правит антагонистами, или это распоясавшиеся сектанты? Люди потеряли совесть: здоровых, бойких, с гордыней через край чаши, несет против церкви, «попов» (как они выражаются), зловредных врачей, власти (это обязательно!), «продажных» журналистов, полиции. У этого безумного сообщества даже нет желания вникнуть в проблему, разобраться в ситуации, осмыслить реалии. Печально и безнадежно… Но особо меня выбил из колеи комментарий в адрес известного краевого врача, большого профессионала, спасшего немало человеческих жизней, который доносил до граждан информацию, как нужно беречь свое здоровье в период угрозы распространения коронавируса. Под его видеообращением «красовалось» одно нецензурное, с нацистским изуверством, написанное слово: «П…л».
…Люди, вы, правда, страх потеряли? Вы не боитесь чувств обиженного вами человека, что за свои слова можно будет и ответить перед правосудием, Господом Богом? Вас не учили родители в детстве неписаным правилам: священников, врачей, учителей нельзя трогать недобрым словом? Их нужно слушать. Вас не учили, что нельзя плевать в след волонтерам, соцработникам, полицейским, казакам, как и руководителям, выполняющим свои государственные функции? А если завтра нас постигнет более серьезное испытание? Если завтра война? Вы тоже станете глумиться над солдатиками, защищающими город и район? Известно, что предательство Отечества начинается со слова, грязного слова, брошенного вслед защитнику.
Волнует неадекватная оценка, упорное желание видеть только негативное, провоцировать на конфликт, неумение говорить «спасибо», откровенная агрессия. И не надо меня убеждать в том, что депрессивность людская исходит от тягот жизни. Безусловно, есть категория граждан откровенно нуждающихся в помощи, им сегодня идут навстречу государство, социальная служба, депутаты, предприниматели. Однако за компьютерами, ноутбуками «сидят» середняки по финансовому статусу, способные приобрести недешевый гаджет и оплатить связь интернет. Я, как никто, хорошо знаю закон о СМИ и уверенно скажу: то, что некоторые называют свободой слова и выражением собственного мнения — это вранье, поклеп и беспардонность. И ничего общего не имеет с конструктивным диалогом, принципиальностью и гражданской позицией. Спасибо, что до конца дочитали мое эссэ. Постарайтесь исправиться.
Марина Смирнова.