Православный пост продлится до 19 апреля

Православный пост продлится до 19 апреля

Время поста у нас должно проводиться в покаянии и молитве, сопровождаться мыслями о своей греховности и, конечно, воздержанием от больших развлечений. Христианин должен приложить немалые усилия, чтобы заменить в своем сердце зависть на радость о достижениях ближнего, гордость и тщеславие на смирение и скромность, ненависть и злобу на любовь и прощение.

Вот что говорит о посте апостол Павел: «Время поста — это время особенно важное для духовной жизни, это «время благоприятное, это день спасения»

Так для чего же нужно это время благоприятное, время спасения?

Праведный Иоанн Кронштадский отвечает на этот вопрос так: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими, а через то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и отсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!».

То есть христианин в первую очередь должен думать не о теле, а о своей душе, чтобы в эти дни приблизится к Богу. А так как объядение, пьянство и заботы житейские нас отдаляют от Него, то мы должны воздержаться от скоромной пищи, алкоголя и чрезмерного употребления постных продуктов.

Будет ли это постом, если, кроме изменений в своем рационе, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?

Об этом говорит св.Иоанн Златоуст: «Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».

Очень важно уяснить каждому, что пост это не диета. Многие начинают поститься, строго воздерживаются от принятия скоромной пищи и при встречах друг с другом хвастаются, как они постятся. Тем самым сразу же убивают весь смысл таинства. Постящийся не должен своим видом и словами показывать себя. Пусть скорбное состояние души видят не люди, но Видящий все тайное.

В Великий пост на богослужениях читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

А вот как переложил эту молитву на поэтический лад Александр Пушкин:

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Николай Черных,

составитель настоятель храма святых апостолов Петра и Павла г.Кропоткина, протоиерей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!