Гимназистки румяные
Как в хуторе Романовском строили женскую гимназию 108 лет назад
У стен городской школы №44 невольно приостанавливаешься. Здание необычной архитектуры, сегодня строят в другом стиле, оно возведено в 1912 году, как Романовская женская гимназия (РЖГ). В советское время учреждение стало железнодорожной школой №44.
В районном архиве обратила внимание на альбом с письмами и фотоснимками женщин в шляпках и длинных платьях, мужчин в форменных мундирах. Ученицы школы №44 в 1962 году собрали историю своего общеобразовательного учреждения. Они вели переписку с гимназистками, фиксировали воспоминания тех, кто работал в советской школе, учился в РЖГ, собирали фотографии той поры. Часть фактов легли в одну из глав книги «Родная моя школа, здравствуй!». В альбоме хранится вся история Романовской женской гимназии, дореволюционной жизни хутора, его жителей, общества 1912 года.
Хотим гимназию
Девочки из зажиточных семей хуторян получали начальное образование в частной прогимназии, которую возглавляла учительница Татьяна Ивановна Хост.
Поскольку учебное заведение не имело собственного помещения, распорядительный комитет арендовал домовладение почетного гражданина Пашкевича на улице Красной. Занимались и в доме машиниста Л.Шустова на улице Казачьей. Дальше выпускницы прогимназии продолжали обучение в Ставрополе, Краснодаре, Владикавказе.
Так возник вопрос о необходимости женской гимназии в хуторе Романовском. В 1908 году хуторское просветительское общество обратилось к начальнице Ставропольской гимназии с просьбой начать строительство образовательного учреждения с правами правительственного в Романовском. Получив отказ о помощи министерства народного просвещения, хуторская интеллигенция стала действовать самостоятельно. За дело берется распорядительный комитет женского общества при железной дороге. Жены начальников паровозного депо Синицкого и 4-й дистанции Водопьянова и другие хлопотали перед управлением Ростово-Владикавказской дороги (так называлась Северо-Кавказская дорога). Железнодорожники стали шефами строительства, а потом и самой гимназии. Начальник 4-й дистанции на станции Кавказская Леонид Александрович Водопьянов, инженер по образованию, создал проект учебного заведения, составил смету на 60 млн рублей. К этому времени население хутора, зажиточные жители, промышленники, крупные землевладельцы собрали 6 млн рублей пожертвований. Распорядительный комитет не сидел сложа руки: по подписным листам через кружки сдавали деньги на строительство гимназии, организовали благотворительные концерты — средства передавали на задуманное благое дело. Осенью 1911 года по просьбе железнодорожных служащих станции Кавказской управляющий Ростово-Владикавказской железной дороги разрешил отвести в полосе отчуждения, напротив паровозного депо, участок под строительство гимназии. В том же году, осенью, началось строительство. Леонид Александрович руководит, финансирует и наблюдает за ходом стройки. В октябре 1912 года гимназию торжественно открыли.
Гимназия в лицах
Сведения о тех, кто работал и учился в гимназии скупые и сбивчивые. По крупицам можно составить представление о гимназии, где давали прочные знания по русскому языку и литературе, математике, элементам физики и химии, истории, психологии, естествознанию, картографии, французскому и немецкому языкам. В расписании так же были танцы, рисование и пение, вместо физкультуры — уроки сокольнических упражнений. Основной предмет — закон Божий. В учреждении обучалось около 100 гимназисток.
Начальницей гимназии назначена выпускница Петербургского (Смольного) института Вера Ивановна Васильева. Она работала в Романовской гимназии с 1912 по 1920 годы. О ней в альбоме отзываются, как женщине умной, требовательной, в меру строгой и справедливой. Такой ее помнили гимназистки и коллеги. Вера Ивановна вела начальные классы. Председателем педагогического Совета значился Александр Иванович Ляуданский, председателем попечительского Совета названа жена Леонида Водопьянова. Судя по той активной деятельности, которую вел Леонид Александрович, скорее всего, он председательствовал, хотя о его жене сказано (имя не указано): она много делала для организации и существования гимназии. Н.О.Шаудер вела арифметику, Т.П.Тихомирова — физкультуру и рукоделие, Д.И.Пищулин — пение, Е.Е.Соломко — французский язык, И.Г.Ткаченко — учитель математики. В 1915 году Иван Георгиевич Ткаченко ушел на фронт Первой мировой войны.
Первый выпуск гимназия сделала в 1915 году. Выпускница Александра Помазанова работала в школе №44 учителем начальных классов. Ольга Дубинкина обосновалась в Запорожье, Наталья Гладкова — в Риге, Мария Гончар — в Ростове. Анна Чумаченко была принята в четвертый класс гимназии, окончила восемь классов с педагогическим уклоном и получила право домашней учительницы — ей разрешалось открыть свою школу. В школе №44 трудилась с 1922 года до пенсии учителем русского языка и литературы. Иван Кириллович Гончаренко — слесарь паровозного депо — с первых дней гимназии стал ее шефом от депо, работал в обеспечительной комиссии. На одной из фотографий — Клавдия Дмитриевна Тинякова, Мария Сергеевна Гавырина и Мария Хахонина. Клавдия Дмитриевна — учитель математики, а с 1915 года — классная дама и секретарь у начальницы гимназии. О других сведений нет.
Эмблема РЖГ
Занятия проходили в одну смену. В 8 утра гимназистки всех классов собирались в актовом зале на общую молитву, потом расходились по классам. Каждый день было по пять уроков. На них присутствовали классные дамы, которые следили за поведением учениц, их знаниями. Воспитанницы обязательно носили единую форму: коричневое шерстяное платье с белым воротничком и передником: черным — на занятиях, белым — на праздники. Летом одевались по-другому: парусиновое платье с передником и соломенная шляпка с эмблемой РЖГ на коричневой ленте. Дисциплина соблюдалась строго. В общественных местах разрешалось находиться до восьми часов вечера. При несоблюдении правил гимназии сначала предупреждали, при повторном нарушении исключали. Классные дамы контролировали поведение гимназисток в гимназии, на улице, в общественных местах. Любой житель хутора мог забрать у гимназистки ученический билет, если она вела себя непристойно, и передать его начальнице гимназии. За такую строгость РЖГ в народе прозвали «монастырем».
Вечера проходили редко, только по выдающимся событиям: 300-летие дома Романовых, 100-летие М.Ю.Лермонтова. Воспитанницы разучивали бальные танцы, приглашали именитых гостей и учеников мужской гимназии. Программу готовили гимназический хор и струнный оркестр. В альбоме записано: «К 300-летию дома Романовых в гимназии поставили оперу «Иван Сусанин». Она имела большой успех».
Мысли вслух
Ученицы пели оперные партии, это какую подготовку давали в обычной гимназии! Насколько был высок уровень девочки, если он позволял преподавать и открывать частные школы. Гимназистки и учителя из дореволюционных гимназий пришли работать в советские школы, затем в той же школе №44 трудились выпускницы РЖГ. Традиции дореволюционного образования продолжила советская школа. Современная школа стала последовательницей стабильного, достойного обучения, дух которого, кажется, витает в стенах старой школы.
Ольга Васильченко.