Варвара не привыкла горевать

Варвара не привыкла горевать

Незадолго до нашей встречи с Варварой Антоновной Сосновской, ей, как труженице тыла, вручили юбилейную медаль «75-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». Она из числа тех, у кого фашисты отняли детство. В 1941 году Варвара окончила четыре класса начальной школы.

Бомбежка за бомбежкой

— На «отлично» окончила школу, мне вручили красивый похвальный лист. Я, было, собралась идти в пятый класс, но общеобразовательная школа находилась за несколько километров от нашего хутора. Жила с родителями в Воронежской области, в таком маленьком населенном пункте, что его и на географических картах не найти Вокруг такая бедность: снег сойдет, а мы босиком так и ходили до следующей зимы — не во что одеться и обуться, все время впроголодь. А тут война… — вспоминает женщина.

Варваре Антоновне — 90 лет. Она живет в однокомнатной квартире в станице Темижбекской. Супруг Алексей Николаевич умер 17 лет назад.

— Он — ветеран войны. Если я еще ребенком пережила войну, то он был на передовой. Рассказывать о войне не любил, только о блокадном Ленинграде вспоминал, как стояли в кольце обороны. Было голодно, холодно. Полевая кухня, где варили «прозрачный» суп, стояла вдалеке. Один из боевых товарищей согласился ходить с термосом за обедом. Однажды его застали за тем, что он из термоса, присев за деревом. Бойцы день ото дня слабели, а у него щеки розовели. Расстреляли на месте, — рассказывает Варвара Соколовская. — Война — это постоянные бомбежки. Наш хутор лежал под горой. На его окраине наши бойцы расположили орудия. Немцы это обнаружили. Самолет-разведчик, мы его «рамой» называли, зачастил. Раскидает ракеты, от которых вокруг светло, как днем, а следом летит бомбардировщик и сбрасывает бомбы, — продолжает вспоминать труженица тыла. — Однажды ракета упала на соломенную крышу овчарни, она загорелась. Взрослые поспешили тушить пламя, а тут бомбежка. Сгорели овчарня и все овцы. Я, несмотря на свои 11 лет, пошла работать в колхоз. Так пережили оккупацию, а когда закончилась война, поехала на Кубань, в станице Темижбекской жили родственники.

От доярки до учетчицы

Здесь Варвара и пустила корни. В станичном колхозе ее охотно взяли дояркой, тогда в хозяйстве не хватало рабочих рук.

— Мне легко давалась арифметика: я схватывала, что называется, на лету. Показали, как отчет составлять, и я стала учетчицей. Сначала на ферме, а потом и на току.

За долгие годы ей пришлось поменять несколько рабочих мест.

— Работала честно, ответственно. За это меня уважали председатель и коллеги. Руководитель доверял, в ответственные моменты посылал туда, где нужно было восстановить правильный учет, — рассказывает Варвара Антоновна.

В станице Темижбекской сложилась и ее личная жизнь. Но с первым мужем жили недолго, расстались через год. Варваре некогда было думать о личном, с раннего утра до позднего вечера пропадала на току. Пролетело несколько лет, а тут кум проявил внимание. Как-то приходит и говорит ей: «Кума, я тебе жениха нашел». Познакомил с участником войны. Алексей Сосновский работал на железной дороге, жил в своем доме. Так Варвара стала Сосновской.

— Жили дружно. У меня своих детей не было, на здоровье сказалось военное лихолетье. У Алексея уже повзрослели три дочери. Можно было еще жить да жить, но былые раны, болезни мужа одолели. В 82 года его не стало, — продолжает рассказ Варвара Антоновна.

Пожилая женщина немного взволнована, но держится молодцом. Ей удается подавлять эмоции. 90 лет — большая жизнь, половина которой прошла в горе, проблемах, тревогах. Иной раз и задумаешься, как им, детям войны и труженикам тыла, удается жить в столь солидные годы. Впрочем, в этом, видно есть промысел Всевышнего. Иначе от кого бы мы сегодня знали правду о давно минувшей войне.

Ольга Васильченко

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!