И мычат, и телятся
«На современном сельскохозяйственном
предприятии должна быть ферма» – считают животноводы ОАО «Степное»
«На современном сельскохозяйственном предприятии должна быть ферма» – считают животноводы ОАО «Степное».
«Нива» главного агронома тормозит у проходной животноводческого комплекса. Путь преградил охранник в черной форме.
— Везу корреспондента на комплекс, — объясняет Михаил Петрович Михалкин.
— Не пропущу, не было команды, — категорично слышим в ответ.
— Звонить Николаю? — не отступает главный агроном.
— Звони, — соглашается охранник.
Лишь после общения с начальником охранной службы предприятия и размещения директора мы въехали на территорию животноводческого комплекса «Степное».
Было...
О его былой славе напоминают раздольная территория и огромные, теперь пустующие корпуса. Несколько десятков лет назад, когда я пришла в районную газету молодым журналистом, это было государство в государстве. Отлаженное производство, система жизнеобеспечения животных, прекрасный бытовой комплекс для коллектива животноводов, вплоть до столовой и бани.
— Приехали, — прервал мои воспоминания агроном, затормозив у самого крайнего корпуса. — Ольга Ивановна! — окликнул Михаил Петрович заведующую. — Принимай гостей.
Страрые знакомые
С заведующей животноводческим цехом «Степное» Ольгой Черных встретились как старые знакомые. Мы частенько навещали этот коллектив, когда животноводческая отрасль в районе была на той же высоте, что и сейчас растениеводство.
— Хозяйство у нас небольшое, 145 дойных коров и молодняк, — рассказывает Ольга Ивановна. — Сами осеменяем, сами растим телят, пополняем стадо.
— Буренки «заграничные», что привезли на смену отечественным красностепным? — уточняю я.
— Черно-белой голландской породы, — подтверждает Ольга Ивановна, — из Австралии привезли. Коровы молочной направленности. Ох, и натерпелись мы с ними… Уж больно тяжело они приживались в нашем климате. В первую зиму простыли, закашляли. Ветеринарный врач не растерялась, вылечила.
Амаля Сергеева — молодой ветеринар. Первый опыт получила в Лосево, закрепляла уже в Степном.
— Мы не нарадуемся, — говорит заведующая. – До Амали несколько врачей здесь работали. Не прижились. Забот у врача много. И ответственность немалая. Ей же помогает призвание. Врач любит животных, увлечена своим делом. Мы с директором Владимиром Игоревичем Ткаченко поддерживаем ее стремление к дальнейшему образованию.
Разговор невольно пошел о людях, которые трудятся с Черных: доярках, скотниках, трактористах. Коллектив небольшой, 10 человек, но слаженный. Случайные люди здесь не задерживаются.
Мал коллектив, да удал
Людмила Григорьевна Санжарова и Елена Ивановна Балецкая — доярки с большим стажем. Вся их трудовая жизнь прошла на ферме.
— Они каждую корову узнают по приметам, известным только им, — говорит заведующая. — Елена Ивановна — первый год, как стала пенсионеркой, но покидать ферму не настроена. В пять утра она с напарницей уже на комплексе. Прошла дойка, навели порядок на «Елочке» — доильной установке, покормили животных и… домой. В полдень — вторая дойка, в 17 часов — третья. И так изо дня в день, из года в год.
Татьяна Исаева из доярок перешла в телятницы. Ее рабочий день не прерывается. От самых маленьких телят, только отлученных от коров, она спешит к животным постарше. Уход, кормление здесь совсем иной, как за малыми детьми. Ей помогает Светлана Спесивцева, которая отвечает за кормление телят.
Мужчины, как и полагается, несут ответственность за оборудование. Андрей Волошин — слесарь — следит, чтобы «Елочка» действовала исправно. Алексей Азанов знает толк в технике, может разобрать блок, устранить причину сбоя и без наладчиков. Доильные аппараты в ходу седьмой год, нет-нет да и выйдут из строя. Николай Мельников как и Алексей слесарь по обслуживанию доильной установки, Андрей Божко и Александр Коробов на тракторах развозят корма. Узкой специализации на ферме не получается. Скотник, конечно, в ответе за чистоту в корпусе, а в ночное дежурство он и кормит, и поит, и отел, если нужно, примет.
Всегда «живая» копейка
Как бы не спорили, что выгоднее растениеводство или животноводство, Ольга Черных убеждена: без фермы хозяйство быть не должно.
— Молоко — всегда «живая» копейка. Наше хозяйство всю зиму продержалось на продаже этого продукта. Платим налоги, зарплату рабочим, — рассуждает вслух она. — Вот только не пойму: из каких соображений заводчане зимой покупают у нас молоко по 25 копеек за килограмм, а летом — по 19? Так же трудимся от зари до зари, так же кормим. Но спорить не приходится…
Черно-белые буренки пасутся на летнем выгуле. А в корпусах идет работа. Белят, красят, ремонтируют. Животноводы уже сейчас готовятся к зиме.