На конференции историков-архивистов района обсуждали уникальные факты и события прошлой эпохи

На конференции историков-архивистов района обсуждали уникальные факты и события прошлой эпохи

История — наука серьезная. Но ее, в отличие от математики и химии, можно изучать по старинным особнякам, названиям улиц, забытым достопримечательностям. В этом я еще раз убедилась на научно-практической конференции, которую в конце ноября провели историки-архивисты Кропоткинского отделения Российского общества историков-архивистов.

«Пентагон», «Болгарский дом» и другие

Елена Синельникова обратила внимание коллег на название домов и магазинов в Кропоткине, которые им присвоил народ. По ним можно судить как жил, развивался, отдыхал и трудился город несколько десятков лет назад. Автор доклада обратила внимание на «пятиэтажку» — дом по соседству с администрацией города. Он интересен не только архитектурным стилем — его построили в 1955 году для работников железной дороги. 76 семей заселились 64 года назад. Дом, получивший прочное штамповое название «Пентагон», в 1977 году был самым большим строением — 138 квартир, девять подъездов.

Кропоткин активно строил, улучшал бытовые условия горожан. «Болгарский дом» — живое свидетельство содружества социалистических стран — возводили строители из братской Болгарии. Незамысловатые народные названия не хуже учебников рассказали, как город жил в социалистическую эпоху.

«ПЕски»

Неожиданным, но удивительно трогательным стало исследование Раисы Насоновой, которая исколесила Кропоткин по улицам со странными, порой непонятными, названиями: Песчаная, Заносная, Паромная. Спустя годы, когда здесь разрослись сосны и тополя, они получили новые названия: 8 Марта, им.Чехова, Р.Люксембург. До этого здесь царствовал песок, он заносил дома, образовывая дюны, которые передвигались по проезжей части дороги как живые. И район назвали «ПЕски». В ветреную погоду песок попадал в глаза и уши, заносил все округу. Вот вам и Заносная, Песчаная… А кто сейчас знает, что улица 30 лет Победы — это бывшая Паромная? Улица вела к парому, которым управляли калмыки, отсюда и «Калмыкская пристань» — одно из любимых мест отдыха кропоткинцев.

Кто скажет, что сегодняшний переулок Коммунальный, в прошлом — Монастырский. Здесь размещались кельи Романовского подворья Кавказского миссионерского монастыря. Улицы имени Ленина, Ворошилова, Комарова, Гагарина, Терешковой — свидетельство о политических лидерах и космической эпохе нашей страны. Улица Андрея Долгова относительно молодая, она получила имя одного из своих жителей в 1991 году. О ней мало кто знает, да и о случае, когда Андрей спас утопающих ребят, сейчас не помнят. Но это факт из жизни, свидетельство высокого воспитания людей, готовых жертвовать своей жизнью ради других.

С улицами Героев Советского Союза Татьяны Костыриной, Жени Макеевой, Петра Поветкина все относительно ясно — это Герои Великой Отечественной войны. А кто скажет, почему улица Комсомольская получила такое название? Это память о комсомольцах, которых расстреляли гитлеровцы во время оккупации Кропоткина.

Но хочу вернуться к выступлению Елены Синельниковой. Она напомнила забытые достопримечательности Кропоткина, связанные с непонятными, на первый взгляд, определениями. «Целина», «Филипповка», «Собачья поляна», «Пляж», «Калмыкская пристань», где на золотом песке в довоенное время отдыхали горожане — все это Кропоткин. Думаю, для многих, особенно молодых жителей города это станет открытием. Такое место, как «Простоквашино», оказалось неизвестным и присутствующим. Балка, разделяющая Кропоткин и станицу Кавказскую в районе «Радиостроя» и скрывает местечко с таким названием. Здесь когда-то находилась свиноферма. Люди работали и селились неподалеку. Давно уж нет фермы, а название осталось.

Журнал штурмана

О находке 80-летней давности рассказал архивист Петр Евенко. Ему по счастливой случайности достался штурманский журнал экипажа Чкалова, Байдукова и Белякова, совершивших беспосадочный перелет «Москва-Северный полюс-Ванкувер (США)» в июне 1937 года. Как он попал в руки жителя г.Кропоткина? Как оказался на чердаке «дома с зайчиками» в ст.Кавказской?

— В этом доме жила моя тетя, фронтовая медсестра Дарья Петровна Моисеенко, — поведал краевед. — В это время стали ремонтировать крышу, и строители сбросили с чердака кучу хлама, накопившегося за долгие годы. В нем, я, еще мальчишка, и заметил красивую книжку в красном переплете. Это оказался штурманский журнал самолета №0-25.

Обладатель неожиданной находки рассуждал:

— В этом доме жили офицеры-летчики, а в соседнем, через дрогу, находился штаб 4-й Воздушной армии и квартира генерал-лейтенанта Вершинина. Возможно, кто-то из них и был владельцем журнала. С точностью историю бортового документа не проследишь, да и не у кого сейчас узнать. Так или иначе, но подлинник передан в архив.

Ноговницы и чувяки Федора Елисеева

Кадет Кропоткинского казачьего корпуса имени Г.Н.Трошева Роман Немченко продемонстрировал обмундирование казаков Кавказского отдела Кубанского казачьего войска. Такую форму носил наш земляк, офицер, казак Федор Елисеев. Ноговницы и чувяки, как утверждают архивисты, он не оставлял и после службы в армии. Роман, разложив одежду казаков-пластунов на столе, показывал гимнастерку, черкеску, ноговницы, чувяки, бешмет и винтовку Мосина, кинжал, наган, сухарную сумку, ранец, саперную лопату, палатку, наручные часы. Казаки, как следовало из рассказа исследователя, были хорошо оснащены и вооружены (до 260 патронов у каждого).

Картина Первой мировой

На научно-практической конференции было много интересного. Архивисты из Армавира рассказали об истории картины, написанной кубанским казаком на реке Евфрат в годы Первой мировой войны, подсвечнике из далекой Персии, который привез на Кубань отец старой казачки.

Интересно. Любопытно. Захватывающе. Хочется браться за книги, читать о событиях, с которыми связаны эти предметы. Как тут не сказать: история бывает разной. И учить ее можно не только по учебникам.

Ольга Васильченко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!