Городок на окраине станицы
Птицефабрика была одним из предприятий в Кавказском районе
Птицефабрика занимала обширную территорию, здесь действовало основное производство, функционировало вспомогательное, работала столовая и даже несколько семей проживало. Самостоятельный производственный участок с собственной инфраструктурой.
Директор предприятия с 1988 по 1997 годы Петр Шамо вспоминает:
— Основным направлением фабрики было получение племенного яйца от кур-несушек мясных пород для дальнейшей инкубации и комплектования бройлерных птицефабрик Краснодарского края и снабжения населения района суточными цыплятами-бройлерами. Действовала бригадная форма организации труда. В десяти корпусах бригады №1 содержалось родительское стадо кур-несушек мясной породы «Корниш» и «Плимутрок», здесь получали племенное яйцо для инкубации. В бригаде №2 в хуторе Казачьем растили молодняк для родительского стада. В 12 корпусах бригады №3 также получали племенное яйцо для инкубации. Было два цеха инкубации: один принимал инкубационное яйцо от коллективных хозяйств района и реализовывал суточный молодняк населению, второй поставлял суточный молодняк цыплят-бройлеров на птицефабрики края. Помимо этого работал автопарк — 100 единиц машин, тракторов и других механизмов, бригады трудоемких процессов, теплотехников, электро- и строительный цеха. Рабочие стройцеха хозспособом строили дома для работников фабрики, ремонтировали корпуса. Столовая, где обедали все работники, кормоцех, зоотехническая и ветеринарная лаборатории, детский сад «Цыпленок» на 90 мест.
Когда я пришел на фабрику, строительство продолжалось: появилась теплица, на предприятии растили овощи для своих нужд, проложили дорогу под гору к бригаде №1, построили пять двухквартирных жилых дома и заложили два 18-квартирных, приобрели 10 домиков и установили на Черноморском побережье, затем строили свою базу отдыха в поселке Новомихайловском. Работники отдыхали на море каждые выходные, фабричный автобус вывозил желающих с семьями. Несколько корпусов во всех трех бригадах перевели на клеточное, более экономически эффективное содержание птицы. Реконструировали столовую, построили двухэтажное административное здание, помещение для приготовления витаминной тыквы. В цехе инкубации поставили дизельную электростанцию. На центральной усадьбе установили пилораму. Это лишь часть того, что в эти годы построили на фабрике.
Все это помогало людям трудиться с отдачей. На протяжении многих лет коллектив занимал лидирующие места, участвовал на ВДНХ в Москве, птицеводы делились своим опытом. За высокие производственные показатели коллектив отмечен наградами Правительства РФ, Птицепрома, районной администрации. Работники в основном были молоды — средний возраст 30 лет. Годовое производство яиц составило 18,5 млн штук. 1995 год стал ударным: мяса сдали 1,5 тысячи тонн, яиц на курицу-несушку получено 212 штук. Это на тот момент были высокие показатели.
Анна Белайчук, главный экономист: «Первый год было очень трудно работать. Но наш первый директор В.И.Белоусов был уверен, что у нас все получится. Приходилось брать много кредитов на оборудование корпусов, каждый из которых обходился где-то в 200 тысяч рублей. Иной раз жертвовали материальным вознаграждением, только бы поднять новое производство. Виктор Иванович подбирал кадры, сплачивал людей, готовил молодежь. Довольно быстро мы набрали темпы. Снабжали суточным молодняком бройлеров Армавирскую, Курганинскую, Белоглинскую и Усть-Лабинскую фабрики, продавали цыплят и населению. К концу 80-х годов прошлого столетия фабрика получала прибыль под 600 тысяч рублей. Мы продолжали строительство: три корпуса в бригаде №3, санпропускник, проходную. В эти годы стали переходить на клеточное содержание птицы. Оно более современное, более продуктивное, чем напольное. Директор сплотил коллектив, мы отдыхали, даже на субботники приходили семьями. Субботник в бригаде №3, когда высаживали березки, помнят многие до сих пор».
Ирина Волкова, ветеринарный врач: «Помню, с какой готовностью мы ухватились за идею привезти цыплят из Венгрии. Думали, возьмем зарубежный материал и в золоте окажемся. Всей фабрикой готовились встретить новоселов: дневали и ночевали на фабрике. Когда привезли молодняк, я с птичницами 10 дней не отходила от них. Только опыт оказался неудачным: птица была не привита против птичьего гриппа. Тогда у нас еще не знали о таком заболевании, и в стране не было вакцины. Но это не сломило коллектив, люди знали и любили свое дело. В 1986 году бригада №1 по производственным показателям вышла вперед. Бригадир Александр Будков и его птичники отмечены переходящим Красным знаменем. Приезжали из треста, вручили знамя и оно хранилось в бригаде».
Вера Яценко, зоотехник: «А как собирались по приглашению на ВДНХ в Москву. Наши специалисты делились опытом с коллегами из других областей и краев. Ветеринарная служба готовила спецмашины на перевозку птицы в Москву. Водителям, трем Владимирам — Раскладкину, Сухинину и Клименко — предстояло трое суток везти их в столицу. Птичницы Екатерина Косинова, Тамара Напольских и Евгения Рудая неделю жили в Москве, представляя нашу продукцию, рассказывали как достигают высокой продуктивности».
Юрий Мирошниченко, главный инженер: «В истории фабрики сыграл большую роль директор Анатолий Плутенко, который пришел на предприятие в трудный момент. Фабрика потеряла былые позиции и трест назначил опытного, зрелого специалиста возглавить ППФ «Кавказская». Он поставил перед нами задачу поднять производство яиц вдвое, укрепил дисциплину, повышал профессиональный рост специалистов, проводил занятия, обмен опытом и держал под особым контролем молодых — будущее фабрики. И мы выполнили эту задачу. Тем же составом, на тех же площадях вдвое увеличили показатели. Люди вспоминают с уважением этого человека, отдавшего себя производству целиком. Он рано «сгорел», ушел из жизни.
Вместо эпилога
Пика производства фабрика достигла в 1995 году, а через год пошатнувшаяся плановая экономика Советского Союза дала о себе знать. Перебои с поставкой кормов, нарушение договорных обязательств, завышенные (213% годовых) ставки кредитов, несвоевременные расчеты за поставленную продукцию. Специалисты вспоминали, как они провели несколько недель в Грузии, пока не вернули свои деньги. В 2006 году фабрика прекратила свое существование. ППФ «Кавказская» действовала с 1975 по 2006 годы — 31 год. Кто знает, возможно, судьба предприятия сложилась бы по-другому в годы акционирования и приватизации, но фабрика была племенной. Птицепром не дал добро на акционирование. Краевое руководство, видимо, намеревалось спасти племенные фабрики, но время распорядилось по-своему. И сегодня на производстве, которое строили наши станичники, трудятся частники из другого района.
Ольга Васильченко.