Классика для чайников. Фотография

Классика для чайников. Фотография

Почему такое название? «Зачем мне это читать, лучше напиши про выбор капусты для засолки на зиму или про зимнюю резину» — это из ваших писем в редакцию. Но знаете, что? Решайте сами вопросы с капустой и не забудьте переобуть машину к зиме, я же просто начинаю новый цикл статей: «Классика для чайников». Буду говорить о вещах, людях и событиях, про которые слышали все, а знают немногие, начнем мы с фотографии.

Он был первым

Самая первая в мире фотография была сделана в 1826 году. Называлась она «Вид из окна в Ле гра». Фотографом был скромный мужик (тут надо с французским прононсом произносить: «мууужииик» — Жозеф Нисефор Ньепс. Он жил в Бургундии, фоточку (не люблю это слово) сделал там же, и… это вовсе не первая фотография. Еще в 1822 году этот пытливый француз, экспериментировал с солями серебра и медными пластинами, результатом опытов стал снимок «Накрытый стол», который не сохранился.

Ньепс создал свою фотографию с помощью камеры-обскуры («темная комната»). Одна из сторон в ней покрыта специальной смесью, так называемой иудейской смолой, или природным асфальтом. Под действием света чудо-смола затвердевала, затвердевшая часть смывалась смесью белой нефти и масла лаванды (чудаки эти французы, честное слово, — масло лаванды переводили на черт знает что).

Камера-обскура — это деревянный ящик с маленькой дырочкой. Изображение через это отверстие (без объектива) появляется на противоположной стенке камеры, правда перевернутое, но вполне четкое. Изобрел это почти шаманское устройство сам Леонардо Да Винчи (не путать с Ди Каприо) в 15-м веке, о нем будет отдельная статья и это был прям самый уважаемый мужик мрачного Средневековья. Он изобрел много нужных и не очень вещей — вертолет, чеснокодавилку, велосипед (хотя мама говорила — не изобретать велосипед), подводную лодку, шариковый подшипник, танк и прочую ерунду, на которой сегодня можно было бы сделать миллиарды, но в 15-м веке над ним в основном смеялись и чтоб не спалили на костре, он расписывал церкви.

Ньепс же тем временем предпринял попытку показать свое изобретение Лондонскому королевскому обществу, но отказался во время «презентации» раскрывать свою технологию и был освистан, унижен, обозван лягушатником (так часто оскорбляют французов), и с позором изгнан. Дело было в 1827 году. Нисефор не переставал ставить опыты, а жена просила денег на шубу и рожала детей, поэтому в 64 года он стал натурально банкротом. Но на пути его засиял (так он думал) столичный франт с деньгами — Луи Жак Манде Дагер. Художник, владелец Парижской диорамы, в общем проходимец знатный. И бедняга Ньепс подписывает с ним кабальный договор, отдает все исследования по фотографии и умирает от модной тогда чахотки (или сходит с ума, по другой версии) в своей Бургундии. Дагер же совершенствует метод получения фотографий, называет его «дагеротипией» и «рубит бабки» по полной программе — дамочек фотографирует и прочую знать, а про Ньепса вообще не вспоминает никто долгие годы. Вот такая история настоящего «кидалова».

Дагеротипия вышла в свет, в Париже рукоплескали физику Француа Араго, который сделал доклад на заседании Академии наук по поручению Дагера. И известный в основном по этой самой фразе, художник Делярош, воскликнул: «С этого дня живопись умерла!». Это мы сегодня знаем, что ни живопись, ни театр, ни газеты умирать не собираются, а тогда эти слова были восприняты серьезно, ведь многочисленные «ремесленники», писавшие портреты знати на заказ, остались почти без работы. Дагеротип существовал в единственном экземпляре, его любовно клеили на картон, вставляли в раму и поражались прямо таки «фотографическому сходству с портретируемым». Потом, в 1840 году английский исследователь Д.Ф.Годар сумел повысить чувствительность фотопластин с помощью йода и брома, чтобы клиент не сидел по три часа перед объективом. Фокс Талбот изобрел негатив, чтобы печатать много одинаковых изображений (он, кстати, считал себя изобретателем фотографии и очень обиделся на Дагера, потому что тот раньше запатентовал свой способ, да еще запретил распространение фотографии в Великобритании на некоторое время).

В России в это время декабристы вернулись из ссылки, и давай фотографироваться, благодаря этому мы можем увидеть современников Пушкина. На Невском проспекте в Санкт-Петербурге Сергей Левицкий открыл одно из первых фотоателье — «Дагеротипное заведение Сергея Левицкого». Название так себе, но шел 1849 год, и было не до маркетинга. Этот энтузиаст фотографии снимал четыре поколения Романовых, путешествовал с громоздкой фотокамерой и обозом оборудования по Кавказу, получил в 1851 году на всемирной выставке в Париже первую в истории фотоискусства золотую медаль. Левицкий оставил нам портреты Льва Толстого, Николая Гоголя, Федора Тютчева, Дмитрия Менделеева и многих других ученых, писателей, художников, поэтов.

Цветная фотография

Самая первая цветная фотография была сделана еще в 1866 году, но практического применения метод не получил из-за его сложности. Однако в природе, вернее в музеях США, есть цветные портреты Льва Толстого, какого-то узбека в голубом халате, женщин в красных сарафанах и прочих красот России начала 20-го века. Все эти снимки замечательного человека — Сергея Прокудина-Горского (тогда среди знати модно было «двухспальные» фамилии носить). Путешествуя по Германии, он познакомился с физиком Адольфом Мите (не все Адольфы были плохими). Немецкий физик за чашечкой шнапса поведал российскому дворянину, что если снимать три изображения через красный, зеленый и синий светофильтры, а потом печатать три изображения на один лист бумаги, то… «о, майн либен» — будет цветное изображение. Объяснение очень примитивное, но достаточное для понимания, мы же ведем беседу для чайников. Идея восхитила и захватила Прокудина-Горского. В 1908 году он сфотографировал Льва Толстого на лавочке (без семак) и понес цветную карточку царю Николаю Второму. Тот был в восхищении, приказал выдать «Сереженьке» денег, разрешение на съемку всей Российской империи, личный вагон с фотолабораторией и всеми удобствами и отправил Прокудина-Горского запечатлеть Отечество для потомков. Вот благодаря кому мы имеем множество правдивых цветных фотографий нашей страны до революции и Первой мировой войны.

Личная жизнь фотохудожника не была простой, первая жена в Париже с тремя детьми, с другой «фройляйн» он познакомился в Германии и тут ребенок, — бросил обеих… страдал. Снова Париж, и первая отсыпает ему денег на фотостудию, чтобы в семью вернулся. Зато Сергей Михайлович работал в 20-е годы с братьями Люмьер, много ездил по Франции с лекциями, оставил потомкам более 2000 цветных фотографий. Прокудин-Горский был не первым, кто сделал цветную фотографию, но был первым в мире, кто довел процесс до совершенства (по тогдашним меркам) и не скатился к фотографированию богатых людей на фоне их дворцов.

Конец фотографии?

В общем, в начале 20-го века, когда изобрели фотопленку и компактные камеры, фотография уже бодро шагала по планете. Газеты не могут без нее жить, люди заводят фотоальбомы, покупают открытки с котиками, и в 1948 году происходит еще одно чудо — Polaroid. Да, то, что мы увидели в 90-х, было в США уже в 50-х — моментальная фотография, которая нашла применение в медицине, криминалистике, быту, и ни одна приличная ярмарка не обходилась без клоунов, обезьянки и человека с «Полароидом».

Ну и в 1988 году появилось еще одно чудо — цифровой фотоаппарат. Первый был разрешением всего 0,1 мегапикселей, для сравнения в современных телефонах камера в 12 Мп считается стыдом и позором, но тогда это был огромных скачок в технологиях. «Цифра» постепенно завоевала мир, вытеснив традиционный химический метод, но само понятие «фотография» сохранилось. И когда берешь с полки старый альбом и смотришь на знакомых людей, в памяти тут же всплывают события того дня.

Фотография, как якорь воспоминаний, всегда остановит корабль жизни и напомнит о важном, разбудит старые обиды или заставит всплакнуть о первой любви. Так давайте уже серьезнее относится к изображениям, не плодить тысячи фотографий поворота головы или прогулки кота, а снимать действительно важные вещи и обязательно печатать снимки на бумаге, ведь одна авария с электричеством может лишить некоторых из нас воспоминаний о целой жизни. Удачных кадров всем вам! Смотрите на старые снимки, они обладают особой магией, но не пытайтесь повторить их, лучше творите новые!

Александр Иванов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!