О себе, сыне и об аутизме
Татьяна Писклюкова создала организацию, которая объединила семьи с детьми, имеющими особенности в развитии
Утро мамы Татьяны Писклюковой начинается в шесть утра. Старшую дочь Софию необходимо отправить в школу, сыновей Андрея и трехлетнего Александра в сад. Всех их мама называет «октябрятами», ведь родились все в октябре с разницей в четыре года.
На выходных семья отправляется на прогулку. Сосновый бор в микрорайоне — излюбленное место для них, там тихо, царит полное умиротворение и чистый воздух. Семья проводит время на детских площадках, на стадионах, выезжает кормить лебедей на местном водоеме. Детский восторг и улыбки всех детей для Татьяны — счастье. Для нее важно просыпаться по утрам в хорошем расположении духа и дарить тепло своим детям, а также видеть, что брат и сестра Андрюши не мыслят жизни без него, ведь он в семье — самый любимый.
Татьяну знают в районе многие. Она — активист многих программ общественных организаций, в том числе принимает участие во всех проектах редакции «Огни Кубани»: «Мой питомец просто кадр!», «Поздравь учителя», «Зеленые таланты» и другие.
Наша с ней встреча прошла в редакции. Поначалу сложно было начать разговор, ведь ситуация деликатная и хотелось тактично разузнать о трудностях в воспитании ребенка, да и вообще понять, какой он — ребенок-аутист. В обществе сложилось мнение: воспитание ребенка с таким диагнозом — большая проблема для его родителей, многие считают это приговором. Но беседа с Татьяной напрочь сломала стереотипы.
— Для меня никогда не было проблем с Андрейкой, — говорит Писклюкова, — то, что кажется сложным для другой такой же мамы, для меня — просто. Я умею радоваться жизни и принимать ее достойно.
Проблема родителей, которые воспитывают ребенка-аутиста по мнению Татьяны — недостаток позитивных эмоций, они замыкаются в себе, появляется депрессия. Именно это подвигло ее создать общество, в котором родители смогут общаться, делиться опытом, а также проводить занятия и праздники для детей.
ВРЕМЯ БИТЬ ТРЕВОГУ
Семь лет назад в семье Писклюковых появился второй ребенок Андрей. Первый год своей жизни он развивался как обычный младенец — был общительным, реагировал на свое имя, звуки, проявлял активность, был любознательным. Но затем произошли резкие изменения. По сравнению со старшей дочерью Софией, Андрей стал отличаться в развитии. Татьяна обратилась к специалистам, но врачи ее уверяли, что переживания напрасны, ведь «девочки опережают в развитии мальчиков» — так говорили врачи.
Сердце матери не обмануть, и она начала тщательно изучать проблему в интернете, там и нашла подтверждение своим сомнениям. Только в три года сыну поставили диагноз «расстройство аутистического спектра».
ОБЪЕДИНЯТЬСЯ НЕ СТРАШНО
Четыре года назад Писклюкова в статусе на своей странице в соцсетях установила запись, в которой рассказала, что у Андрея диагностировали аутизм. Она первая в районе заявила об этом и призвала родителей объединяться. Когда на ее сообщение стали откликаться, Татьяна решилась — если замкнуться и ничего не предпринять, то она погрязнет в рутине. Первая встреча родителей состоялась в одном из предприятий Кропоткина. Это был настоящий праздник для всех — шары, музыка, гости из различных организаций, Татьяна стремилась донести — объединяться не страшно. И у нее получилось! Родители вдохновились, и решили создать в нашем городе организацию «Особая реальность», Татьяна ее возглавила.
УСПЕШНО ОБУЧАЮТСЯ
— Сложностей в проведении занятий хватает, — говорит она. — Мы пробовали разные пути работы с детьми. Строили занятия в разновозрастных группах,объединяли детей с различными нозологиями, однако наибольший успех приносили занятия в небольших группах с малой разницей в возрасте. Теперь работаем, придерживаясь данной стратегии.
Помещения для занятий предоставляют библиотеки им.А.П.Гайдара, им.С.Я.Маршака. Проводятся уроки в студии раннего развития «Бэби клуб» в Центре внешкольной работы г. Кропоткина руководителя Ирины Белоруцкой.
СКАЧОК В РАЗВИТИИ
Тепло Татьяна отзывается о воспитателях детского сада №17, который посещает Андрей. Педагог Галина Харламова внимательно относится ко всем детям. За время пребывания в саду он многому научился: самостоятельно одеваться, соблюдать расписание, откликаться на обращения. Раньше эти успехи казались недостижимыми. Сын кричал, убегал, не мог держать ложку и даже самостоятельно питаться.
— Скачок в развитии Андрея колоссальный, все это благодаря терпению и упорству воспитателя, — говорит Татьяна. — Сын стал копировать умения сверстников, научился контролировать свои эмоции. Я настаиваю на том, чтобы родители не боялись отдавать своих детей в общеобразовательные учреждения, они должны быть в обычном социуме.
Руководитель организации «Особая реальность» рассказывает родителям о том, что педагоги не боятся работать со сложными детьми. Все, с кем она сталкивается, отвечают взаимностью. Многие не работали с аутистами, но готовы пробовать. Например, тренер пловцов из «Гольфстрима» Дмитрий Лобченко нашел контакт с Андреем и успешно проводит с ним уроки плавания.
СОЗДАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
— В следующем году наш Андрейка идет в школу, — говорит она. — Я настроена на то, чтобы он обучал
дители детей-аутистов, мечтаем о создании ресурсного класса в нашем районе, где они могли бы обу- чаться. Знаем, что это затратно. Ведь необходимо создать специальные условия для детей, где с ними мог заниматься специалист, где ребенок смог бы отдыхать и получать психологическую разгрузку. Необходим так же тьютор — человек, который будет помогать ребенку осваивать процесс обучения и налаживать контакт со сверстниками.
Таковы планы у родителей общества «Особая реальность», и их невозможно осуществить без помощи государства. Уже сейчас в муниципалитете проводится работа, направленная на помощь детям с особенностями в развитии. Начальник районного отдела образования Седа Демченко оказывает содействие родителям и всячески помогает в проведении мероприятий. Некоторые краевые и федеральные общественные организации сотрудничают с «Особой реальностью» в организации инклюзивных занятий для семей. Фонд «Выход» предоставил возможность общественным некоммерческим объединениям получить пособия «Ресурсный класс» по программе президентского гранта. Пособия уже переданы ассоциациям в регионы. В одну из них Татьяна обратилась с целью получить книги. Благодаря маме ребенка с расстройством аутистического спектра Марине Шкарупа и предпринимателю Сергею Гаглоеву, 10 экземпляров отправились в школы Кропоткина из Москвы.
НЕ ПРИГОВОР
По словам Татьяны, работу необходимо проводить не только с детьми с особенностями развития, но и с родителями, братьями и сестрами ребенка с аутизмом. Поэтому психологическую помощь для мам и пап «Особой реальности» регулярно оказывает прекрасный психолог Елена Суслина. Она всегда поддерживает родителей, помогает обрести внутреннее равновесие, учит жить в любви и радости.
— После разговора с ней у нас вырастают крылья, — говорит Татьяна Писклюкова. — Мы понимаем, что не должны всецело погружаться в проблемы своего ребенка, ведь у нас должен быть ресурс. Многие начинают осознавать, что аутизм — не приговор…
ОКТЯБРЯТА
Развивающие уроки проходят с тремя-четырьмя дошкольниками — оптимальное количество детей для проведения качественных тренировок. Родители придумывают различные поделки для развития мелкой моторики, проводят специализированные занятия, организовывают семейные кинопросмотры. Используются в работе сенсорные наборы с различным наполнением, не проходят встречи без подвижных игр. А еще дети охотно посещают детский развлекательный центр «Джунгли», куда сотрудники нередко приглашают семьи разнообразить свой досуг и с пользой провести время.