Раиса Владимировна Айгинова — легенда педагогики города Кропоткина

Раиса Владимировна Айгинова — легенда педагогики города Кропоткина

Раиса Владимировна Айгинова от своего дома в районе «Филипповки» добиралась до лицея №45 пешком и в пять-шесть часов утра уже была на своем рабочем месте. Раскладывала на столе планы, проверенные тетради, исписывала всю доску математическими заданиями, упражнениями по русскому языку. К приходу учеников все было готово.

— На уроках Айгинова не позволяла себе присесть, держала внимание класса, как волшебница, — вспоминает ее подруга и коллега Светлана Николаевна Гаврикова. — Тишина стояла мертвая. Стоило кому-то отвлечься, Раиса Владимировна восклицала: «Куда ты смотришь? Я здесь!». Она чувствовала каждого ребенка.

Мне посчастливилось пару раз пообщаться с Раисой Владимировной. Молодой журналист, полная осознания важности своего задания, я шла навстречу с «лучшим педагогом начальных классов города». Она встречала приветливо, отвечала на вопросы обстоятельно. И ни на миг меня не отпускало чувство, что перед тобой стоит необычный человек. Окутанная аурой непререкаемого авторитета, мудрости, она говорила то, что думала. Внимательные глаза рентгеном пронизывали тебя насквозь. Это ни капли не смущало. Наоборот, почему-то хотелось ей все-все рассказать про себя. Но тогда не получился бы репортаж про нее…

Неизданная библия

К сожалению, узнать ближе Раису Владимировну Айгинову удалось лишь спустя семь лет после ее смерти, когда я собирала о ней материал для этого очерка.

Учитель начальных классов школы №7 Татьяна Татаркина сохранила журналы своей первой учительницы. В начале каждого учебного года Раиса Владимировна заводила особую толстую тетрадь, где вела анализ успеваемости, составляла планы работы на четверть, год, придумывала темы для родительских собраний и мероприятий для школьников. На деле — это настоящая неизданная библия для учителя, уникальное собрание мудрых высказываний, вырезок из специализированной периодики, идей для воспитания детей. Как вам такие темы классного часа: «Операция «Сердечность», «Вечер открытой души», «Посвящение в рыцари». Она обладала уникальным даром — постичь загадочную детскую душу, направить ее в правильное русло.

Татьяна Владимировна Татаркина сама приближается к тридцатилетнему учительскому юбилею. «Я до сих пор возвращаюсь к этим журналам. Если читать ее записи, сделанные от руки, то кажется, что она с тобой разговаривает. Для меня это громадный источник вдохновения. Вы почитайте — это кладезь!».

В одном из журналов есть фотография плаката-обращения к выпускному 11-му классу, сделанного Раисой Владимировной: «Окончилось первое полугодие! Можно крикнуть «Ура!» Отлично окончили, но вы всегда помните: Мой финиш — горизонт! С наступающим 1997 годом!». Даже после окончания курса начальной школы Раиса Владимировна продолжала курировать некоторые классы до самого выпуска. В журналах приводятся тесты для учеников о дружбе, об их отношении к учебе, себе, своей внешности. Это особенно важно для подростков. Она кропотливо взращивала интерес к образованию, общественной жизни, учила быть требовательными к себе, объясняла как найти общий язык с родителями. Те, кстати, никогда не оставались в стороне — у Айгиновой такое не проходило. Над мамами и папами учитель брала шефство: учила их понимать взрослеющего ребенка.

Ни дня без РВ!

Под таким девизом проходил каждый день класса, где училась Татьяна Татаркина. «Серость не должна жить в классе», — повторяла Айгинова, подразумевая равнодушие и безликость.

— Чтобы мы сидели дома на каникулах? Это не про нас. Мы ездили в Новороссийск, Волгоград, Туапсе, Лиду, Киев. Ходили в походы, проводили сотни мероприятий. Однажды совершили велопробег в станицу Тбилисскую под руководством Владимира Константиновича, музыкального работника и мужа Светланы Николаевны Гавриковой. Во время одной из экскурсий Раиса Владимировна договорилась, чтобы нас пустили на корабль, и мы исследовали его вдоль и поперек. Каждую весну мы помогали наводить порядок в пионерском лагере «Салют», в котором Раиса Владимировна в течение многих лет была начальником. В мае она думала о том, какие мероприятия будут проводиться в лагере, в августе расписывала планы на учебный год в школе. Каждый четко знал, что ему делать, поэтому никаких осечек не было. А по субботам мы после уроков ехали в лес, покупали пять буханок хлеба и пачку соли, РВ брала с собой портфель с двумя партиями тетрадей, проверяла. А мальчишки играли в войнушку, девочки собирали цветы, плели венки.

Айгинова внушала своим ученикам мысль: кто, если не мы? кому, если не нам? Многие, в том числе и Татьяна Татаркина, продолжают идти с этим лозунгом по жизни. «Для меня огромная честь быть ученицей Раисы Владимировны!», — признается педагог.

Журналисты были в шоке

Раиса Владимировна любила повторять: «Незаписанная мысль — потерянная мысль». И записывала все. Она хранила списки своих выпускников, где указывались даты их дней рождений, хранились свадебные фото и карточки их детей. Говорят, корреспонденты были в шоке, когда она спрашивала: «Какой выпуск вас интересует? 76-го года? Давайте по алфавиту… 90-го? Пожалуйста».

— Однажды мы прогуливались с Раисой Владимировной по городу, — рассказывает Светлана Николаевна Гаврикова. — Нам навстречу направляется сморщенный старик. Говорит: «Здравствуйте, Раиса Владимировна!». А она ему: «Здравствуй, Миша». Это бы ее ученик. Один из первых выпусков Айгиновой. Она его помнила, а моего изумления не понимала. Если сказать, что Айгинова была Учителем с большой буквы, то это была бы буква невообразимых размеров!

Без детства

Она родилась в первый день 1927 года. Судьбу учителя выковали жестокие времена репрессий, войны, послевоенной разрухи. В 1938 году по лживому доносу арестовали отца и приговорили к расстрелу. В жизнь семьи пришел страх. Человек, который оболгал Владимира Емельяновича Айгинова, вместе с ним отправился по этапу и признался в навете. Дело пересматривали долгих 19 лет. Все это время семья Айгиновых считали его погибшим. Раиса Владимировна вспоминала, как отец еще три года после возвращения не мог привыкнуть есть вилкой.

Она охотно рассказывала о войне, вероятно, считала своим долгом передавать память о временах, перепахавших душу целого народа. В июньское воскресенье 41-го вся семья, жившая в тот момент в совхозе «Кубань», готовилась лепить вареники с творогом. Вдруг кто-то пробежал по улицам и объявил: в 12 часов дня собраться в конторе. Взрослые побросали свои дела, выбежали за калитки, догадались — война! А дети остались на пустой кухне,.. а как же вареники? Картинка с бегущими по улице взрослыми осталась в памяти Раисы Владимировны, как день, когда закончилось детство.

Встреча освободителей

Это был человек-город. Раиса Айгинова знала Кропоткин, самые страшные и радостные вехи его истории она видела своими глазами. В редакции «Огней Кубани» сохранилась подшивка с изложением магнитофонной записи воспоминаний Айгиновой, сделанной ее ученицей:

— В конце января 1943 года немцы, уходя из города, подожгли наш трехэтажный жилой дом. Мы все — старики, женщины и дети прятались во рву неподалеку. Никто не знал: ушли немцы или нет. Через несколько часов, перекрытия дома рухнули, и все с ужасом смотрели в темноте на бесконечные языки пламени. Наш дом все горел и горел…

К полуночи от моста через Кубань примчалась танкетка, постреляла и умчалась назад. Мы снова попрятались в своем рву. Часа в два ночи видим: от моста тихо движется большая группа солдат. Немцы? А может, наши? В отсветах мы увидели: кажется, у солдат шинели подлиннее, чем немецкие. Дети первыми несмело подошли к солдатам. Один из них снял шапку и показал звездочку, закричал: «Да наши мы, наши!». Тогда уже вся толпа кинулась обнимать солдат, кричали что-то несуразное. Горе и радость. Плач и смех. Так мы первыми встретили освободителей города. В июле 43-го я уже работала на прессе в маслоцехе, вырабатывала из подсолнечных семян масло.

Золотые учителя

Не стать учителем у Раисы Владимировны шансов не было. В первый класс она пошла в базовую школу, нынешний лицей №45, при педучилище, которое работало до войны. Айгинова вспоминала в 2000 году: «Когда меня спрашивают, сознательно ли я выбрала учительскую профессию, я отвечаю: «Конечно!». С первого класса, глядя на золотых учителей, я точно знала, что буду педагогом. Прошло 60 лет, а я закрываю глава и представляю: Татьяна Павловна Домрачева — в белой кофте, темной юбке, красивая, молодая. Через два года наш класс взяла Нина Николаевна Лоос, очень мудрая, прекрасная учительница. Я на «отлично» окончила начальную школу и в пятом классе уже школы имени Тукая мне тоже повезло с классной руководительницей. Валентина Эрнестовна Зилгалова позже сыграла решающую роль в моей судьбе».

После освобождения Кропоткина она нашла Раису Айгинову и сказала: «Тебе надо стать учительницей». Валентина Эрнестовна сама ходатайствовала перед комиссией возрожденного педучилища о допуске к экзаменам девушки, чьи документы сгорели в доме при отступлении фашистов.

«Учеба была тяжелой», — признавалась Раиса Владимировна. Преподаватели были из эвакуированных, часто менялись. После окончания обучения Айгинова останется в школе, где проработает больше 60-ти лет. Начинающему педагогу было, с кого брать пример — в школе работали учителя еще дореволюционной гимназии.

Просто о сложном

— Однажды я пожаловалась Раисе Айгиновой, — рассказала Татьяна Татаркина. — Уже два урока даю одну тему. Ну, не идет и все! Она говорит: «Ой, молчи, я тебе сейчас расскажу, как ошибалась сама». Наскоро обученной молодой учительнице дали класс, где учились 50 мальчиков. Все в форме, стриженные наголо. Вместо тетрадей — обрывки газет. Раиса Владимировна так смешно рассказывала, как она давала тему уравнений и сама их неправильно решила! Конечно, дети ничего не поняли. Она спросила у завуча, и тогда увидела, как это все просто решается. И еще она всегда говорила: не знаешь — спроси. Я и в 60 лет учусь, а вам стыдно подойти спросить совета? Раиса Владимировна всегда знала такой рычаг, который поможет учителю просто и быстро объяснить самый сложный урок.

Живой источник

О личной жизни Раисы Владимировны мало что известно. Она в одиночку вырастила дочь Татьяну, выучила ее и двух своих внуков.

В 1965 году ей присвоили звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». Раиса Айгинова ввела собственную методику «Педагогика сотрудничества», позволившую учителю сделать пять выпусков с 1-го по 10-й классы, не передавая руководство. В 2004 году ей было присвоено звание «Почетный гражданин города Кропоткина».

Она ушла на пенсию в 80 лет. Но и после этого к ней часто приходили ученики, молодые и уже заслуженные педагоги за советом, словно спешили испить из бездонного колодца ее мудрости и вдохновения, преданности профессии учителя и любви к детям. Умерла Раиса Владимировна Айгинова в 2012 году. Гражданская панихида состоялась в школе. Говорят, желающие попрощаться заполнили всю школу и спортивную площадку перед ней. Сотни учеников и коллег пришли, чтобы сказать ей «спасибо» и «прощай».

Юлия Шигина.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

    Hi!