Активисты краснодарского ОНФ взяли на контроль введение новой системы страховании жилья от природных катаклизмов и техногенных ситуаций
Для обсуждения этого важного вопроса были приглашены представители Южного управления Центрального Банка России, прокуратуры, краевых министерств ТЭК и ЖКХ, экономики, финансов, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и департамента строительства, а также Роспотребнадзор, Антимонопольная служба и страховые компании, работающие на Кубани.
Напомним, что Краснодарский край вошел в число 14 пилотных регионов Российской Федерации по исполнению закона №320-ФЗ о добровольном страховании жилья от ЧС.
С момента его принятия прошел ровно год, но как отметили участники круглого стола, необходимые для запуска закона подзаконных актов на федеральном уровне все еще не приняты, что не дает возможности регионам развернуть полноценную работу по подготовке своей законодательной и нормативной базы. А именно: не определена методика расчета страховых тарифов, которая должна разрабатываться Центральным Банком РФ для каждого региона в отдельности — в зависимости от существующих рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, также не определен порядок расчета максимального размера ущерба.
При этом с федеральных телеканалов уже прозвучала пугающая для населения информация о том, что в жилищные платежки граждан станут включать платеж за страховку. А что они получат взамен — не ясно.
По словам представителя министерства экономики Краснодарского края Светланы Федоренко, для полноценной реализации закона кроме принятия федеральных нормативных актов на краевом уровне необходимо будет назначить координатора реформы границы, определить границы рисковых территорий с точки зрения действия природных аномалий, создать реестр жилого фонда (с учетом года постройки и состояния), разработать программу страхования, а также определить перечень страховых компаний — участников новой программы.
По словам и.о.министра ГО и ЧС Ярослава Городецкого, за последние пять лет по этой программе край выплатил гражданам, которые потеряли жилье в результате природных катаклизмов, а также частично утратили имущество, в общей сложности 4,5 млрд рублей в виде социальных компенсаций.
В крае на сегодняшний день уже действует программа страхования, разработанная минэкономом края и реализуемая Фондом развития жилищного страхования края, но ею пользуются чуть более 2% граждан из-за низких размеров выплат связанных с невысокими тарифами страхования. Тем не менее, руководитель Фонда Николай Белоконь, сообщил со ссылкой на исследования Кубань 24, что число людей, считающих страхование жилья ненужным, с каждым годом сокращается: в 2014 года — их было более 50%, а в 2018 году — уже меньше 30%.
Отличие страхования по новой системе будет заключаться в компенсации ущерба, нанесенный стихией, на основе механизма софинансирования государством и страховщиком. Предполагается, что страховая компания будет оплачивать определенную выплату (базовая ставка 300-500 тыс.рублей), а остальное — будет возмещать бюджет региона.
Также отличие новой системы страхования состоит в том, что возмещение стоимости потерянного имущества, будет исходить из рыночной цены имущества (сейчас регион выплачивает компенсацию на человека по социальным нормам).
Но готов ли страховой рынок разделить финансовую нагрузку с региональным бюджетом? По словам самих страховщиков, не совсем, если речь пойдет только о страховании граждан в потенциальных зонах затопления, поскольку это создаст большие финансовые риски. Поэтому страховщики предлагают расширить границы и включить в программу добровольного страхования и те территории, которые менее подвержены или вообще не подвержены ЧС. А для того, чтобы заинтересовать граждан, дополнить список природных и техногенных катастроф бытовыми (пожар, затопление, обрушение и т.д.). Но поскольку уровень доверия населения к страховым компаниям на сегодняшний день довольно низкий, такой подход требует тщательного изучения общественного мнения. Как подчеркнула Наталья Костенко, нужен продукт, который будет интересен населению, и тогда люди будут страховаться. Много вопросов вызвал возможный способ заключения договора страхования через публичную оферту и включение платежа по умолчанию в коммунальные платежки строчку — «Страхование жилья от ЧС». По закону покупка страховки будет добровольной, для этого достаточно хотя бы один раз ее оплатить по квитанции. Поэтому, если гражданин даже ошибочно однажды оплатил ненужную ему услугу, это будет означать заключение сделки страхования и последующей обязанности ежемесячной оплаты страховых платежей. А ошибиться может каждый, тем более пожилой человек.
Очевидно, что без большой информационной кампании и детального обсуждения условий страхования тут не обойтись. Люди должны точно понимать за что платят, а через публичную оферту это будет крайне сложно осуществить, — сошлись во мнении все участники встречи.
К информационной работе должны подключиться управляющие компании и ТСЖ, которые доступным языком объяснять, что страхование — добровольное, и никто никого не может принудить в нем участвовать, — обратил внимание активист ОНФ Игорь Чуйков, акцентировав внимание, что процесс страхования имущества в многоквартирных домах само по себе вызывает много вопросов.
Представитель прокуратуры Краснодарского края особо обратил внимание, что в разъяснительной работе стоит особо акцентировать, что заключение договора со страховой компанией по новой системе не будет отменять право граждан на получение социальной компенсации при утере или повреждении жилья и другого имущества при чрезвычайных ситуациях.
По расчетам заместителя министра финансов края Александра Кнышева, с учетом всех предстоящих работ и особенностей бюджетного процесса в крае новая программа сможет заработать не раньше 2022 года.
«Разговор получился заинтересованным и полезным, — отметила Наталья Костенко, завершая мероприятие. — Все службы и ведомства, занимающиеся подготовкой к исполнению в Краснодарском крае федерального закона о добровольном страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, подходят к своим обязанностям более чем ответственно. И это очень правильная тактика, потому что здесь спешка может только навредить. Интересы людей должны быть максимально защищены, кубанцы должны четко понимать суть предлагаемых им страховых услуг и получаемые при этом выгоды. Поэтому прежде чем начинать практическую работу, необходимо просчитать каждый шаг, предусмотреть все риски. В свою очередь я могу заверить, что ОНФ и комитет Государственной Думы по контролю и регламенту будет держать на контроле применение этого закона и сделает все возможное, чтобы избежать возможных перекосов в его правоприменении».