Основание города Кропоткина задержали на долгих 48 лет из-за бюрократизма

Основание города Кропоткина задержали на долгих 48 лет из-за бюрократизма

22 октября 1873 года главный агент Правления общества Владикавказской железной дороги Б.Гельт озвучил заявление строителя сей дороги Барона Рудольфа Васильевича Штейнгеля «О необходимости образовать местечко на р.Кубани при Кавказской станции» (ГАКК Ф.574 оп.1 д.787 стр.2-9).

Свое предложение на имя атамана Кубанской области генерал-лейтенанта И.И.Кармалину, он мотивирует тем, что «Ростовская Владикавказская железная дорога по окончании постройки в будущем году получает назначение главной артерии движения предметов запроса и сбыта как для Кубанской области, так и для прочих местностей Кавказского, Прикаспийского и Черноморского краев…».

Доказывая свою правоту, он пишет, что это место в ближайшем будущем станет центром, который привлечет к себе торговые, экономические, социальные и административные интересы. Это повлечет за собой «Естественные места для устройства будущих городов, необходимость которых вызовется по мере разветвления железной дороги внутрь степного Кавказского края».

К числу таковых барон Р.В.Штейнгель относил местность около станции Кавказской, вблизи бывшего Романовского поста.

Необходимость образования поселка барон связывает со строительством станции, почтовой дорогой, связывающую г.Ставрополь с г.Екатеринодаром и в случае развития пароходства по р.Кубани, то на первое время он будет исходным пунктом.

Далее Б.Гельт пишет: «…в виду скорой колонизации края, предприимчивою силою, пункт при Романовском посте также будет и совершенно уместен, так как для сельхозпромышленности к нему примкнет огромная площадь частных земель, расположенных между реками Кубань и Уруп, что повлечет за собой постройку новых сел и имений в них». Особо отмечается, что в климатическом отношении: «местность также весьма здоровая, почему и населена многими станицами и хуторами, на которые весьма полезно должна распространяться культура от подобного центра».

Учитывая выгоды для бизнеса и народонаселения учредитель железной дороги «позволяет себе предложить в видах обоюдной пользы, как для края, так и для железной дороги, для возможно скорейшего осуществления населения около Кавказской станции следующее:

— выделить пространство, показанное на прилагаемом плане площадью 1022 десятины 2257 квадратных сажень и поставить таковое в полную независимость от станицы;

составить план устройства этого местечка, разбив места для застройки лицам всех сословий, на возможно более льготных условиях;

— строитель дороги со своей стороны для скорейшего дела готов оказать свое содействие устройством на первое время главных улиц и проложить водопровод…».

Начальник Кубанской области 23 июня 1874 года за №2632 в письме на имя управляющего межевой частью ККВ предлагает проработать этот вопрос и выяснить «не встретится ли каких-либо препятствий на выделение означенной местности из Кавказского юрта, которое при окончательном наделе будет удовлетворено этим количеством земли из других юртов».

В начале июля 1874 года начальник межевой партии младший землемер сотник Безладнов получает распоряжение из Управления межевой частью Кубанского областного управления о снятии на план и отвод означенной местности в количестве 1022 десятин 2257 саженей для естественного центра, в местности близ поста Романовского». Вместе с тем предлагается провести переговоры с депутатами от обществ Кавказской и Казанской станиц, уездным начальником или чиновниками от него с выработкой постановления по этому вопросу.

В том же июле 1874 года начальник Кубанской области сообщает начальнику Екатеринодарского уезда, к которому относился Кавказский отдел: «Я нахожу, что к числу таковых пунктов принадлежит местность около Романовского поста, окружающее на пространстве 1022 десятин 2257 саженей…».

24 июля 1874 года за №519 общество Ростово-Владикавказской железной дороги в письме на имя начальника Кубанской области пишет: «Строитель Р-В. ж.д. барон Р.В.Штейнгель доставил бы план для проектирования города при Кавказской станции и для исполнения сего дал надлежащее распоряжение…».

Таким образом, становится ясным, что уже тогда в месте нашего нынешнего проживания изначально предполагалось строить город.

Войсковое хозяйственное Правление 31 июля 1874 года за №7478 направляет письмо в Управление межевой частью Кубанской области: «из юрта Кавказской местности около поста Романовского, окружающий Кавказскую железнодорожную станцию, на пространстве 1022 десятин 2257 саженей, со стороны сего правления препятствий не встречается, но вместе с тем однако же, что если на объявленной местности будет водворено какое-либо население, то все населения там обязаны будут платить в доходы войска за занятые ими места, посаженные пошлины…».

Свое дальнейшее продолжение идея строительства города у станции Кавказской получила в письме того же общества Р-В ж.д. от марта 1875 года за №639, где отмечается, что проблем с жителями которые будут населять этот город, не будет, так как «согласно высочайше утвержденного в 29 день апреля 1868 года мнения Государственного Совета о дозволении русским подданным не войскового сословия селиться и приобретать собственность в землях казачьих войск — разрешается».

Далее барон Р.Штейнгель просит расширить территорию под будущий город до 2032 десятин 1635 саженей, так как «1/3 из данной площади во время разлива реки бывает под водой, как это произошло в лето 1874 года, где под заселение, проектировав первоначальный поселок на 500 мест, со средней нормальной величиной, каждое в 450 квадратных саженей».

На этих сведениях предполагались мои исследовательские начинания по истории х.Романовского окончить. Но тот же Александр Игнатов, кубановед и историк по образованию, привез из госархива Краснодарского края «Дело межевой части» Ф.574 оп.1 д.1488», где на стр.1 есть справка межевого Управления Кубанской области. Ее содержание гласит: «В местности близ Романовского поста при Кавказской станции, предположенной для образования будущего города, заключается земли 2032 десятины. Но земля эта еще не выделена из Кавказского станичного юрта установленным порядком». Данный документ датирован 1879 годом.

Комментировать эту справку нет смысла. На мой взгляд, ясно одно — изначально в нашей местности планировалось построить город. Лишь человеческий фактор — «не хочу», «не буду» и «не дам» — задержали это событие на долгих 48 лет. 14 апреля 1921 года этот вопрос решился окончательно.

В.Фоменко,

сотник ККВ, член Кропоткинской первичной организации Краснодарского краевого отделения Рособщества историков-архивистов (РОИА).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Ладошки успеха
Ладошки успеха
Наш любимый косогор
Наш любимый косогор
Hi!