Имя с обложки

Имя с обложки

Заслуженный работник культуры РФ Анатолий Горяинов — о своей книге «Дом культуры — моя судьба»

Анатолий Романович Горяинов известен большинству жителей района, которые знают его как культработника. Всю жизнь он трудился в сельском, затем районном Доме культуры, добился успехов: удостоен звания «Заслуженный работник культуры РФ», стал лауреатом Всероссийского конкурса театрализованных представлений. А сейчас — пенсионер.

С интересом я прочитала повествование из трех глав, которые состовляют книгу. Порой, особенно в описании курьезных случаев, узнавала Горяинова, присущую ему манеру шутить, спорить. Книга и послужила поводом для встречи.

— Анатолий Романович, как чувствуете себя в «мундире» писателя?

— Непривычно. И сам не ожидал, что напишу книгу, тем более что она будет издана. Все началось с обычного предложения работников Кавказского народного музея написать воспоминания о том времени, когда работал в станичном, а затем и районном Доме культуры. Директор музея Клавдия Платонова, сотрудники Любовь Дзюба и Светлана Калмыкова открыли проект «Пишем историю вместе». Возможно, я и не взялся бы за перо, но авторы проекта оказались настойчивы. Они активно помогали. Мы вместе читали написанное, редактировали. Так сложилась одна, затем вторая и третья главы. Благодаря члену Союза журналистов России Клавдии Платоновой они стали книгой, которая увидела свет.

— Анатолий Романович, книга «любимой жене посвящается». Это желание следовать традициям большой литературы или зов души?

— Вера Ивановна прошла со мной весь трудовой путь в культуре. И в работе над книгой переживала не меньше меня.

— В авторском предисловии Вы признаетесь в любви станице Кавказской, где родились, выросли и трудились. Не хотелось построить карьеру по-другому?

— Предложений после окончания института культуры поступало немало. «Сватали» на административную работу заведующим отделом культуры. Попробовал себя директором клуба в Лазаревском районе Сочи, ведущим авторских программ на Сочинском телевидении. Но всегда тянуло домой в небольшой, старинный, уютный родительский дом».

— Читая книгу, удивлялась, как Вы умело используете интригу. Чего стоит творческий вечер Александры Пахмутовой в Кавказской! Неужто популярный во всем Советском Союзе композитор, думала я, приедет в сельский клуб?

— Мы подготовили своими силами концерт из песен Александры Николаевны, телеграфировали ей в Москву, пригласив в Кавказский Дом культуры. Она ответила: «Мысленно с вами. Пахмутова». Станичникам достаточно было телеграммы от композитора любимых песен, чтобы непременно побывать на этом концерте. Зал затаил дыхание, когда читали ответ Пахмутовой.

— А идея пригласить на роль Ленина актера Армавирского драматического театра как родилась?

— Из стремления создать атмосферу праздника, встречи с необычным, неповторимым. Готовили ленинские сборы, посвященные 100-летию со дня рождения Ленина. Чем удивить односельчан? И мы придумали: пригласили актера Армавирского драмтеат­ра, который исполнил роль Ленина. Когда он, загримированный под вож­дя, зашел и приветствовал собравшихся, зрители в зале оторопели: так актер мастерски вошел в образ.

— Молодежный клуб «Романтик», радиорепортажи с уборочной страды, вечер-портрет, вечер-повесть «Родительский дом»… Непривычные для сельской сцены формы работы рождались в муках творчества?

— Рассказывая о жизни творческого коллектива Кавказского Дома культуры, я стремился раскрыть секрет профессии культ­работника. Он в том, чтобы создать атмосферу праздника. Согласитесь, что мы идем в клуб именно с этим желанием. Культработник не должен его обмануть. Увиденное в юности, переосмысленное по ходу жизни само сложилось в эти формы. Скажем, телевизионную передачу «А ну-ка, парни!» смотрела вся страна, а конкурс «Служу Советскому Союзу»! родился и проходил только в станице Кавказской. Да и репортажи с уборочной страды по станичному радио слушали с большим интересом. В книге я описал случай, как директор клуба Петр Чаплыгин встречал инструктора ЦК КПСС, которая начинала работать еще при Надежде Крупской. Инструктор заглянула в сельский клуб на 30 минут, а пробыла шесть часов. Подводя итог на бюро крайкома партии, она говорила, что Кавказский клуб — один из лучших в стране.

— На последней странице книги — афиша праздника в честь 220-летия станицы Кавказской. Точка в повествовании не поставлена?

— Поставить точку, как и начать писать, трудно. Тем более предсказать судьбу книги. Ее презентация, которая прошла в Кавказском музее в небольшом кругу читателей, стала первым шагом. Отзывы впечатляют. Одни узнают то время, другие — себя, третьи подсказывают новые факты, уточняют детали. Кстати, министр культуры Краснодарского края Виктория Лапина, прочитав книгу, отметила, что именно так о профессии культработника еще никто не писал. Первый опыт, по ее мнению, заслуживает внимания. Мне, как автору, это приятно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!