Свое едим

Свое едим

Сельский формат

Найдутся ли в Кавказском районе инициаторы, способные объединить местных фермеров для переработки выращенной на своих угодьях продукции?

В магазине «Центр», что в станице Кавказской, появились дваприлавка-холодильника. Продавцы в красных кепках с надписью «33 курицы» бойко отпускают охлажденные тушки цыплят, печень, куриное рагу, фарш и другую мясную продукцию. У прилавка всегда покупатели.

Полюбопытствовала и я. Охлажденная печень крупнее, чем предлагают бв других специализированных магазинах и немного дешевле. Рагу по вполне доступной цене — 122 рубля за килограмм. И домашняя курочка пусть и на три рубля, но дешевле птицекомбинатовского цыпленка-бройлера.Чья же это продукция? — интересуюсь, в надежде услышать: «Наш местный предприниматель» Но меня разочаровали. Это ставропольские фермеры пришли на наш рынок.

Где же наши фермеры?

«Где же наши фермеры, — недоумеваю про себя, — почему торгуют не местными продуктами в магазине «Центр»? Это что же получается, в соседнем крае фермеры объединили силы, организовали производство и заняли не только свой, но и наш рынок сбыта. А что же наши?», — клокотали во мне эмоции.

К слову сказать, коллективу этой торговой точки нужно отдать должное: на его прилавках есть продукты и крупных производителей Кубани, и рыбная продукция, и соленья, и зелень, и овощи, и мед местных производителей.

Поразмышляв, я умерила свой пыл. Чтобы торговать, нужно птицы выращивать много, да и убойный цех в районе придется строить. Проще поднимать молодняк и реализовывать его живым весом.Что и делают в одном из фермерских хозяйств Лосевского сельского поселения, где действуют два птичьих корпуса. И на бывшей птицефабрике «Кавказская», в пустующих корпусах стали работать птицеводы с Белореченской птицефабрики. Выходит, в нашем районе пока что некому объединяться, чтобы развивать переработку птицы.

Попасть в торговую сеть непросто

Рынок, экономика, к сожалению, не знают такого понятия как патриотизм. Они работают по другим правилам. Возможно, когда объемы станут масштабнее, на прилавках появится и местная птица, готовый охлажденный продукт. — Попасть в торговую сеть непросто, — объясняет начальник отдела торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения районной администрации Елена Лазарева. — Требования достаточно жесткие. Но это не означает, что местные производители не могут реализовать свою продукцию.

Одни открывают свои магазины при цехах, пекарнях, другие везут продукцию на Кропоткинский рынок или ярмарку выходного дня. В районе хорошо развиты производство и продажа хлеба. Помимо Кропоткинского хлебокомбината и Кавказского хлебозавода, хлеб пекут в ИП Кулагин (г.Кропоткин), ИП Камагуров (пос.Мирской), в сельхозпредприятии «Дмитриевское» и продают в своей станице. Только в станице Казанской четыре производителя занимаются выпечкой хлеба и хлебобулочныхизделий. В Кропоткине всем известная пекарня «Марс» высоко держит марку производства именно хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий. Не отстает и «Сладкая леди».

Кто и где продает

В отделе экономического развития администрации района дополнили список производителей растительного масла. Их в районе пять. Но как мне объяснили, масло не фасуют. Отправляют поставщикам за пределы района в «бочках», а оттуда оно возвращается на прилавки наших магазинов расфасованным. Покупатель не в обиде. На центральном городском рынке есть торговая точка, где можно приобрести масло разных производителей, его тут же разольют для вас по бутылочкам.

Рыбную продукцию производят в станице Кавказской и Кропоткине, реализуют в своих магазинах и на рынке, частично в торговой сети. Местные производители изготавливают колбасы, печенье, кондитерские изделия. Яблоки и овощи поставляют из крупных производителей ЗАО «Виктория» и ООО «Агропромсервис».

Мимо «Магнита»

Кстати, руководство плодоводческого хозяйства «Виктория» пошло по верному, на мой взгляд, пути: открыло несколько киосков в городе и близлежащих станицах. Попытка менеджеров предприятия сотрудничать с сетью магазинов «Магнит» не принесла желаемого результата. «Магнит» скупает за копейки, а продает по заоблачным ценам.

Немалая доля производства овощей и фруктов, впрочем, как мяса и молока, приходится на личные подсобные и фермерские хозяйства. В прошлом году в ЛПХ района произведено 7,92 тыс.тонн молока, а в КФХ — 330 тонн этого продукта, плюс 420 тонн мяса и 900 тонн овощей. В личных подсобных хозяйствах выращено 8,27 тыс.тонн овощей и 1,97 тыс.тонн мяса.

Молочные реки

Большая часть молока уходит сразу от производителя на молочные производства, его забирают скупщики. Остальное покупают односельчане или попадает на городской рынок. Да и мясо либо сдают перекупщикам, либо сами реализуют на рынке.

Цены этой зимой на основной продукт питания, в частности свинину, установились от 220 до 250 рублей за килограмм. А последнее время в станице Кавказской в одном из мясных магазинов они резко «упали»: сначала до 180, а потом и 150 рублей. Причина кроется в конкуренции: на одном квартале две торговые точки, да еще Выселковский и Курганинский магазины по соседству.

Ярмарки выходного дня

Одно время земляки солили сало и везли его в Москву, покоряли Центральную Россию и сибирские города ранними овощами, фруктами и ягодой. Сегодня все это можно продать дома. Ярмарка выходного дня, которую открыли по решению районной администрации в Кропоткине, сняла напряженность в реализации выращенной и произведенной продукции. Она очень популярна среди жителей района.

Три года назад предприниматель Сергей Климкин открыл в микрорайоне Кропоткина торговую точку «Кубанское подворье». Она отличается от других магазинов тем, что сюда можно сдать на продажу то, что вырастил дома.

А где же заготконторы?

Вопросы по реализации у сельских производителей всегда есть. Многие с тоской вспоминают заготконтору. Заготовители колесили по населенным пунктам, скупали фрукты, овощи, мясо, яйца. Часть продукции сразу поступала в продажу, другую перерабатывали в цехах заготконторы на варенье, консервы, соленья и отдавали в торговлю переработанным. Реанимировать утраченный опыт можно, но для этого потребуется построить бойню и открыть цеха по переработке. Одному производителю такое строительство не осилить: либо строить вскладчину, либо за бюджетные средства. Но кому-то одному необходимо стать инициатором и организатором, иначе идея не воплотится в жизнь.

С переработкой сельхозпродукции дело, на мой взгляд, обстоит проще. Во всяком случае, машиностроители сейчас столько предлагают мини-цехов и линий, что подходящее выбрать можно. Но смелых в районе пока что не находится.

Фото: Сеть магазиновфермерскойпродукции"Стандарт Вкуса" (соседние регионы).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!