Мы стараемся сделать мир чище
Ежедневно сталкиваются с нарушением закона и правопорядка сотрудники Кропоткинского межрайонного следственного отдела
Год назад в ведомстве существенно поменялся состав следователей. Заместитель руководителя Кропоткинского межрайонного следственного отдела следственного управления следственного комитета РФ по Краснодарского краю, майор юстиции Виталий Крикунов ответил на вопросы «ОК», рассказал об основных задачах и проблемах, которые стоят перед подразделением.
— Виталий Андреевич, какова картина преступности в зоне ответственности вашего отдела?
— В Тбилисском и Кавказском районах проживают в общей сложности 170 тысяч человек. В прошлом году на этих территориях было совершено более 170 правонарушений различной степени тяжести. Наш отдел — сравнительно небольшое подразделение, состоящее из руководителя, его заместителя, следователя по особо важным делам, семи следователей и помощника. Мы расследовали 174 преступления, из них 79 были квалифицированны как тяжкие. Это на два больше, чем в предыдущий год. Сегодня в нашем производстве 30 дел.
— Молодому коллективу следственного отдела удалось повысить показатели. Как?
— Опытные сотрудники, которые проработали много лет, уходят на повышение, в том числе и в центральный аппарат следственного управления по Краснодарскому краю. На службу приходят новые молодые ребята, которые безо всяких скидок выполняют должностные обязанности в полном объеме. Мы с готовностью помогаем и вместе стараемся сделать этот мир чище.
— В следственном отделе работают в основном молодые люди. Они по долгу службы видят ужасные проявления самых низменных человеческих пороков — жестокость, жадность, равнодушие. Как удается им с этим справляться?
— Приходится разграничивать личное и службу. Надо стараться абстрагироваться. Но, тем не менее, осадок остается у каждого. Это неотъемлемая часть нашей работы, которая, как и всякая другая, накладывает отпечаток на человека.
— Что говорит анализ количества тяжких преступлений в разрезе последних лет?
— Я работаю в следственных органах следственного комитета 10 лет. Могу отметить, что в 2000-х годах наблюдался рост числа тяжких и особо тяжких преступлений против личности. Сейчас же мы видим небольшой, но спад. С чем этом связано? Сложно сказать… Возможно, люди стали более законопослушными, идет социализация населения. Но, с другой стороны, на первый план вышли экономические и информационные преступления.
— Что Вы относите к информационным преступлениям?
— Чаще всего они связаны с экстремистской деятельностью. Злоумышленники активно используют возможности сети интернет для подрыва устоев государственности Российской Федерации, размещают различные материалы, ведущие граждан по ложному, преступному пути. Механизм раскрытия таких преступлений отработан. В главном управлении внутренних дел сотрудники специальных подразделений отслеживают подозрительные сайты и страницы в соцсетях. Сейчас мы ждем очередные материалы о финансировании терроризма гражданами наших районов. Одно похожее дело мы уже закончили. На территории Кавказского района орудовали лица, которые не только участвовали в незаконных бандформированиях, но и финансировали их, даже переправляли оружие. Речь идет не только об ИГИЛ (запрещенной в России террористической организации). Существуют различные группировки, в том числе проповедующие радикальный ислаизм. Одной из главных сложностей в расследовании подобных преступлений остается отслеживание вербовщиков. Как правило, это опытные люди, хорошие психологи, но обнаружить их в интернете крайне трудно.
— Вы упомянули о росте экономических правонарушений. Среди них есть тяжкие?
— Да, их действительно стало больше. К экономическим относятся преступления коррупционной направленности, организация игорной деятельной, уклонение от уплаты налогов. Мы закончили производство в отношении крупного предпринимателя, который не уплатил в казну государства полмиллиарда рублей. Также выявляем граждан, которые незаконно обогащаются за счет организации игорной деятельности. В прошлом году пресечена деятельность нескольких заведений, в которых проводились азартные игры.
— Если гражданин считает, что его права были ущемлены, он может обратиться за помощью в отдел?
— У нас есть приемные дни, но мы стараемся принимать граждан по мере обращения, после регистрируем жалобу и рассматриваем в установленные сроки. Однако не все вопросы входят в компетенцию следственного отдела. Не в наших полномочиях рассмотрение обращений о нарушениях земельного и жилищного законодательства, несогласия с процессуальными решениями сотрудников органов внутренних дел, приговорами судов, действиями судебных приставов. Органы следственного комитета Российской Федерации не наделены надзорными функциями и полномочиями.
Интервью подготовила Юлия Шигина.