О нем написаны песни и книги

О нем написаны песни и книги

Судьба Героя Советского Союза Василия Рыжова из станицы Кавказской, история его подвига уникальны

В этом году нашему земляку исполнилось бы 95 лет. Василий Кузьмич умер 39 лет назад в Северском районе, где обосновался после войны. В поселке Черноморском на сельском кладбище стоит памятник супругам Василию и Анне Рыжовым.

В Кавказском районе, в станице Кавказской, где живут его родственники Героя Советского Союза Василия Рыжова. Вместе с односельчанами они хранят память об отважном сапере, получившем самую высокую награду Советской страны в 20 лет. Рыжовы берегут воспоминания и о Татьяне Костыриной — двоюродной сестре Василия Кузьмича. Она, как ее брат, в юности совершила геройский поступок — и в 19 лет снайперу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. Этот факт для многих оставался неизвестным, как, впрочем, и некоторые другие моменты из его жизни. Мы проявляем неподдельный интерес к этому простому человеку из крестьянской семьи, смелому, даже отчаянному в экстремальных условиях. Согласитесь, не каждый способен рисковать жизнью, быть героем.

Опаленная войной юность

Василий рос в большой семье. Его мать рано умерла. Отец, Кузьма Николаевич, женился на Агафье Анисимовне, которая, как и он, овдовела и воспитывала двоих детей. В небольшой турлучной хатке на улице Партизанской в ст.Кавказской подрастало шестеро детей. Отец трудился бригадиром в колхозе «Волна революции». С отцом стали работать старшие брат Иван и сестра Нина. И Василий после окончания семилетней школы пришел в отцовскую бригаду.

— Жили бедно, на работе пропадали и днем, и ночью, — вспоминал Василий.

В 1941 году ему исполнилось 17 лет, а через месяц началась война. Первым на фронт ушел отец. Брат Иван в это время служил в армии, призвали и брата Федора. В 1942 году отправилась на фронт защищать Родину и двоюродная сестра Татьяна Костырина. Рвался на военные рубежи и Василий, но добровольцу отказали. Однако на следующий год, после освобождения станицы, Василий с двумя двоюродными братьями и своим товарищем Александром Зоровым ушел с советскими войсками. Молодого бойца зачислили в 684-й отдельный саперный батальон 389-й стрелковой дивизии Отдельной Приморской армии. Учился военной специальности сапера в передышках между боями. Василий отличился в первых же сражениях на кубанской земле и был отмечен орденом Отечественной войны второй степени и медалью «За отвагу».

Представлен к званию Героя

Дивизия, в которой воевал Рыжов, десантировалась на Крымский полуостров, заняв плацдарм у села Жукова, бойцы попытались расширить «пятачок», но атака успеха не имела: трудно было прорвать сильно укрепленную дотами и дзотами оборону противника. Командир дивизии генерал Горбачев принял рискованное, но единственно верное в этих условиях решение — подорвать огневые точки и инженерные сооружения врага силами взвода инженерной разведки. Командиром саперов назначил сержанта Василия Рыжова. Впоследствии он рассказывал: «Пятьдесят метров заминировано и пулемет не прекращает огонь — не подойти. Несколько раз пытались, не получилось. Остались на ночь. Заметили, что пулемет бьет над землей, поползли под пулеметным огнем…».

Его отважный поступок описан в книге «О героях Кавказского района» в рассказе «О подвиге сапера».

«Когда Василий находился в десяти метрах от заграждений, в небе вспыхнула целая гирлянда ракет. Сапер притаился за камнями. И как только стало темно, бросился к проволоке. Снова взмыла ракета, но теперь она не мешала Рыжову, а только помогала ему. Солдат подполз почти вплотную к пулеметному расчету боевого охранения и заложил шестнадцатикилограммовый фугас. Отполз, держась за шнур. «Поджечь спичкой — значит выдать себя», — промелькнула мысль. Вспомнил, что в сумке были капсюли-вос­пламенители от вражеских мин, решил их использовать. Ког­да сработал капсюль, надетый на конец шнура, Рыжов быстро отполз назад. Грохнул взрыв. Огневая точка перестала существовать.

Взрыв всполо­шил противника. Ударили пулеметы. Сидя в во­ронке, Рыжов лихорадочно думал, как обмануть фа­шистов. Он надел шапку на острие кинжала и осто­рожно приподнял ее над краем воронки — две пули тотчас прошили ее.

Время быстро двигалось. Приближался рассвет. Надо бы­ло спешить. Рыжов сбросил с себя шинель, заменил магази­ны в автомате и одну за другой бросил в дзот две противо­танковые гранаты. В траншее поднялась суматоха, послыша­лись крики и стоны. Василий стремительно выскочил из во­ронки и бросил еще три ручных гранаты в сторону гитлеров­цев. Затем в несколько прыжков добрался до вражеских окопов, прыгнул в траншею и прижался к стене в одном из углубле­ний. Мимо него бежали фашисты, он мог достать их рукой. Но Рыжов затаился. Когда пробежал последний фашист, сапер кинулся к разрушенному дзоту, забрал пуле­мет и пополз к своим.

Прошло немного времени, и Василий уже докладывал командиру, что принял решение группой своих саперов занять освободившийся от врага рубеж.

— Молодец, действуй, — одобрил командир. — Высылаю подкрепление.

Вскоре в проход, сделанный саперами, хлынули бойцы стрелковой роты. Успех дивизии был обеспечен…». За бесстрашие и решительность в этом бою Василию Рыжову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В станицу Кавказскую пришло письмо от командира части №1739 капитана Герасимова, который сообщил матери Василия Рыжова, что 16 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ее сыну Василию Кузьмичу Рыжову присвоено звание Героя Советского Союза. Указ подоспел к его дню рождения — Василию исполнилось 20 лет.

Суждено остаться в живых

…Брат Григорий пропал без вести в октябре 1942 года, брат Дмитрий умер от ран в 1943 году, сестра Татьяна погибла в бою под Аджимушкаем. А Василию было суждено жить. На войне он встретил медсестру Анну, на которой и женился.

В Кавказскую он приехал с молодой женой навестить родные края, домик на Партизанской да многочисленную родню, а обосновался в поселке Октябрьском Северского района, в табак-совхозе №6, где жила сестра супруги. В небольшом поселке построили домик, стали растить детей: сына Сергея и дочь Тамару. Василий Кузьмич трудился на опытном поле Всероссийского научно-исследовательского института табака и махорки.

«Сначала отец заведовал совхозной пилорамой, потом конефермой, а последнее время был ездовым», — вспоминает сын Сергей. Сергей Васильевич Рыжов живет в Новороссийске. Окончил школу милиции, несколько лет служил в уголовном розыске, а потом перешел на гражданскую профессию стропальщика. Воспитал троих детей, одну из дочерей назвал в честь матери Анной. Его сын Дмитрий и одна из дочерей Елена тоже живут в Новороссийске. У Сергея Васильевича подрастают два внука и внучка. Сестра Тамара пустила корни в Киеве. С братом, увы, сегодня общается только по скайпу.

«Родителей похоронили на кладбище в соседнем с поселком Октябрьским — Черноморском. Поставил им памятник, достойный доброй памяти самых дорогих нам с сестрой людей», — сказал Сергей Васильевич. На вопрос: помогло ли ему в жизни громкое имя отца? Он ответил: «Нет. Я не пользовался его именем — пробивал дорогу себе сам».

Скромность — вторая черта рода Рыжовых. Они гордились и гордятся отважными поступками Василия и Татьяны, но живут скромно и достойно. Предпочитают, чтобы о них говорили другие. Готовность к подвигу — в характере Рыжовых. Василий прославил фамилию Рыжовых на долгие годы. В его честь Владимир Кизогло и Валентина Мамай написали песню «Нет на войне преграды для сапера». О нем рассказал в своей книге «Повесть о шахтерских полках» журналист Виктор Андронов. О Василии Рыжове есть статья в книге о героях Кавказского района.

В год 75-летия Победы над фашистской Германией появятся две мемориальные доски на здании кавказской СОШ №12, где учился Герой, и на улице Партизанской, где он вырос, которая с 1985 по решению Совета депутатов Кавказского района носит его имя.

Ольга Васильченко.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!