Театральный коллектив из Казанской «Остров Надежды» 21 год держит звание народный
Трудно поверить, минуло 40 лет с тех пор как директор казанского Дома культуры Светлана Малукало «загорелась» созданием театрального коллектива и постановкой на сельской сцене спектаклей, где лицедействовали бы учителя, библиотекари, техслужащие и школьники. Осуществила эту мечту художественный руководитель Дома культуры Татьяна Ганжа. Звание «Народный самодеятельный коллектив» было получено в 1996 году за постановку спектакля «Женитьба Бальзаминова» по Островскому. 21 год станичный театр держит это звание. Седьмой раз, последний в 2017 году, он подтвердил свое право называться «Народным самодеятельным коллективом». Сейчас дело Татьяны Ганжи продолжает директор Дома культуры Марина Гук, ее коллеги, культработники и все, кто любит театр.
Вдохновитель, режиссер и актриса
— Готовых сценариев не было, приходилось перечитывать гору книг, побывать ни в одной библиотеке, чтобы вдохновиться и создать свой вариант театральной постановки. В Москве прошла по многим столичным театрам. «В живую» видела Инну Чурикову, Олега Янковского, Олега Табакова, Александра Калягина, Константина Райкина. Это вдохновляло, подсказывало свои пути. Так нашла своих актеров: директора станичной библиотеки Татьяну Корягину, ее дочь Ирину Малышеву, директора коррекционной школы №7 Александра Волычева, молодежного лидера Яну Хвостенко, студента колледжа культуры Александра Дударя, который великолепно пел. Светлана Малукало — актриса от Бога, импровизировала как никто. Татьяна Корягина играла бесподобно, — вспоминает Татьяна Ганжа.
Первая заведующая картинной галереей Татьяна Анатольевна нашла себя в театре и отдала любимому делу 20 лет. Сейчас она на пенсии, поет в творческом коллективе «Надежда казака», которым руководит Надежда Еременко. Александр Волычев, Евгений Барило, Татьяна Ганжа, Светлана Малукало выходили на сцену во фраках при бакенбардах, в пышных юбках с локонами до плеч и играли искренне, увлеченно, так что зрители забывали о том, что находятся в сельском клубе, а не в профессиональном театре.
Листаю афиши: «По-Щучьему велению» — история по народной сказке, «За двумя зайцами погонишься» — комедия М.Старицкого, «Семь мисок, семь ложек», «Остров нашей любви и надежды», «Две сестры» по сказке «Морозко»… Одни спектакли стали историей, другие продолжают жить на сцене и сейчас.
«Остров Надежда» продолжает традиции
Такое название коллектив получил в 2000-е годы, после постановки «Остров нашей любви и надежды», — рассказывает сегодняшний руководитель Марина Гук. — Мы даем один раз в месяц одно- или двухактовый спектакль, остальное время играем в концертах, программах, которые проходят в Доме культуры. Такой график хорош тем, что у нас остается достаточно времени на текущую работу, да и привлекаем все коллективы, работающие в клубе, вовлекаем вокалистов, танцоров. Спектакль интересный, но сложный жанр. Подготовка костюмов, декораций, репетиции занимают много времени. Да и сегодняшний театр уже не тот, что 20 лет назад. Это больше игровые программы, где поют, танцуют, лицедействуют. Сегодня актуально минимум декораций, стремление передать чувства новыми формами. Отсюда театр теней, театр рук, театр нанаони-синей лампочки, театр миниатюр. Все это востребовано, поскольку сейчас и дети, и взрослые живут в другом времени. Подростки поры сотовых телефонов и компьютеров отличаются от юных актеров, незнающих гаджетов. Они не фантазируют, не двигаются на сцене как девочки и мальчики прошлых лет. До сих пор вспоминаю Светлану Хацанян, Валерию Резанову, Виолетту Бондаренко, Валентину Лоза, Вадима Пронина — активные, артистичные, но они повзрослели. Работаем с теми детьми, которые пришли им на смену.
Театр помогает людям найти себя в жизни. Дочь Светланы Малукало — Анна — сегодня заместитель директора театра «Премьера» в Краснодаре. Среди актеров состоявшиеся профессионалы — руководитель известного детского хореографического коллектива в Кропоткине «Фантазия» Ирина Ботвинко, директор казанской Школы искусств Татьяна Мордовец, да и бывший руководитель школы Евгения Маскальцова — одна из активных актрис самодеятельного коллектива. Всех не перечесть, ведь были и школьники, которые поступили учиться в колледжи и институты культуры. К сожалению, их дальнейшая профессиональная судьба неизвестна. Но уверенность в том, что они состоялись в жизни, не покидает.
Артисты меняются, а театр остается
Как и 20 лет назад Марина Гук ищет актеров из зрительного зала. Есть у нее задумка поставить драматическую комедию В.Красногорова «Комната невест» и взять актеров не из числа культработников.
«Свое» — такая изюминка в работе режиссера Марины Гук. Свое — это спектакль «Нюша», который они показали в новогодние праздники, это — «Маскарад чудес», музыкальные спектакли «Алиса в стране чудес» и «Снежанка и семь гномов», где успешно выступали детские коллективы «Акварельки», «Доминанта» и «Энергия».
Новые технологии, новые формы. И все же за этим стоит костяк тех людей, которые знают театр изначальный, вернее, классический. Это Валерий Коновалов, Надежда Сатюкова, Федор Кадринов, Нина Синицына — они в ролях основного репертуара, они же проводят игровые программы с детьми, организуют праздничные спектакли, сказки, молодежные вечера. Артисты меняются, а костяк остается.
Рассказывая о театре, нельзя не замолвить слово о костюмере Галине Малукало, которая хранит и реставрирует костюмы, о звукорежиссере Игоре Данилове, которого все коротко величают Гоша, без него не обходится ни одно мероприятие в клубе, тем более в театре «Остров Надежда».
Традиции, заложенные 40 лет назад, живут. Театр, как волшебство, завораживает, увлекает, пробуждает до поры до времени спящие таланты.
Ольга Васильченко.