Из огня да в полымя

Из огня да в полымя
В краевом наркодиспансере специалисты оказывают
помощь нуждающимся в психологической реабилитации
В краевом наркодиспансере специалисты оказывают помощь нуждающимся в психологической реабилитации.
Этой женщине (назовем ее Дарьей) — 44 года, но выглядит на 60 — изможденное лицо, худая, как спичка. Она вдова, с двумя детьми, один из них уже взрослый. Дарья много лет проработала фельдшером, но по жизненным обстоятельствам оставила профессию. Раньше она жила в своем домовладении в одном из поселений, теперь — в Кропоткине, у родственников, потому как ее дом совсем развалился.
От наркотиков до алкоголя
Дарья употребляла наркотики, в основном опиаты, и с тех пор состоит на наркологическом учете. В 2007 году у нее была серьезная травма — перелом ноги. Она не могла передвигаться, и это стало причиной временного отказа от допинга из-за невозможности его доставать. Окончательно помогло бросить наркотики другое обстоятельство… Женщина была осуждена на год лишения свободы. В заключении возможности колоться у нее не было.
Однако, покончив с наркотиками, Дарья попала в другую беду. Четыре года назад она запила. Выпивала сначала понемногу, а теперь ее суточная «норма» — литр водки или разбавленного спирта.
Она кое-как зарабатывает на пропитание, изготавливая тару на частном предприятии. Работает неофициально потому, что только там ее снова принимают на работу после запоев. Чувствовала себя она всегда очень плохо и постоянно была в панике при мысли, что может умереть, если бросит пить. Похмелье несколько облегчало ее состояние, и она, приняв с утра спиртное, даже обретала силу идти на работу. Водка стала для нее жизненно необходимым продуктом. Дарью изматывают упадок сил, слабость, головокружение, тошнота, озноб, перепады давления, учащенное сердцебиение. В наркологическое отделение горбольницы женщина обратилась за помощью, потому что ей стало совсем невмоготу.
От перемены мест слагаемых…
По просьбе редакции историю Дарьи прокомментировала и.о.заведующего отделением наркологии Кропоткинской горбольницы Елена Толоконникова. Она объяснила, что такие случаи типичны. Например, ее недавний 45-летний пациент рассказал, что все его знакомые, с кем он начинал употреблять наркотики, давно умерли, а он до сих пор жив лишь потому, что отсидел больше десяти лет за решеткой, где «колоться было нечем». У него, таким образом, в отношении наркотиков выработалась стойкая ремиссия, полученная в силу особых жизненных обстоятельств.
Что касается перехода от наркотиков на алкоголь, его механизм давно известен. У опиатных наркоманов спирт­ное действует на те же рецепторы головного мозга, отвечающие за выработку гормонов радости, что и наркотики. Происходит вытеснение одного психоактивного вещества другим, и не более. А зависимость от наркотика у человека в мозгу остается навсегда, но к ней добавляется еще одна — теперь уже от алкоголя. Эта сильнейшая психическая и физическая зависимость от спиртного и является алкоголизмом. Переход на алкоголь опасен тем, подчеркнула врач, что потребление спиртного ложится тяжелым бременем на уже подточенное наркотиками здоровье, ведь, как правило, у опиатчиков печень обычно разрушена не только наркотиками, но и вирусом гепатита «С». Когда регулярно пьющие люди начинают чувствовать себя плохо, они нередко обращаются в больницу из страха перед недомоганием. Такой период наступил и у Дарьи Показательно, что мотив обращения за медицинской помощью у нее пока один — плохое самочувствие. Она еще не ставит в своем сознании ухудшение своего здоровья в прямую зависимость от употребления алкоголя. Но это самообман. Медицинская помощь даст ей только временное облегчение. Если она продолжит пить, здоровье, и так уже значительно подорванное наркотиками и алкоголем, будет лишь ухудшаться. И рано или позд­но наступит момент, когда лекарства не помогут. Выход у женщины один — бросить пить раз и навсегда.
— Если человек хочет выжить и вести трезвую жизнь, ему нельзя употреблять даже лекарства, в которых есть содержание спирта, например, корвалол и другие подобные препараты. Они тоже могут вызвать срыв ремиссии. Бросив пить, нельзя больше употреблять ни грамма алкоголя — до конца жизни.
По словам врача, при наркомании и алкоголизме нет понятия «выздоровление», а есть понятие «стойкая ремиссия» — временный отказ от наркотиков или алкоголя, который может быть длинным (хоть до конца жизни) или, наоборот, коротким. У алкоголиков ремиссия считается стойкой, если они не употребляют спиртное в любых его видах три года, у наркоманов — пять лет. Лишь при наличии стойкой ремиссии и регулярном наблюдении нарколога, а также конт­роля за наличием или отсутствием в организме наркотиков, их снимают с наркологического учета.
Помоги себе сам
К сожалению, в жизни очень часто бывает так, что после нескольких недель лечения в стационаре наркоман (алкоголик), избавившись от физической зависимости, возвращается в прежнюю среду. Человек с надломленной волей почти всегда начинает вести тот же образ жизни, от которого недавно попытался уйти с помощью лечения. Елена Толоконникова считает, что в этом случае общественные организации типа «Ассоциации анонимных алкоголиков» могут оказать человеку эффективную психологическую поддержку, но пока об «ААА» у нас в Кавказском районе не слышно. Зато в краевом наркодиспансере уже более двух лет работает отделение реабилитации, где в течение двух месяцев с пациентами проводят психологическую реабилитацию социологи, наркологи и психологи. Результаты хорошие. Ремиссия длительностью в год достигается более чем у пятидесяти процентов пациентов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!