Наследство Зыряновой
Пришло время определить дальнейшую судьбу уникального домашнего памятника погибшим красноармейцам
«...30 января 1943 года Кропоткин был полностью освобожден от немецких захватчиков. В тот день в 3 часа утра у меня (в двухкомнатном домике, — ред.) разместилось 18 солдат, а во дворе устроилась военная кухня. Чистили орудия, автоматы, пистолеты. В час дня 31 января эта воинская часть должна была идти в наступление и гнать врага дальше. Бойцы собрались обедать перед походом, но вдруг налетели четыре фашистских самолета. Одна из бомб попала прямо в полевую кухню, где солдаты получали обед. Многие были убиты или ранены. Меня тоже ранило в руку и контузило. От моей хаты остались только три стены. Всех раненых и меня тоже направили в санчасть. Когда я возвратилась после перевязки домой, комиссар обратился ко мне с просьбой разрешить захоронить останки бойцов во дворе. Я обещала, что пока жива, буду беречь эту могилу. Прошло уже сорок лет. Я держу свое слово перед Родиной. Я поклялась, что сюда не зарастет народная тропа. И в самом деле, она становится все шире и шире. Люди идут и идут. Принимают у памятника ребят в октябрята и пионеры, возлагают к нему цветы молодожены».
Завещание бабы Вали
Эти строки взяты из письма жительницы Кропоткина Валентины Зыряновой — ответа на просьбу московских журналистов описать события января 1943 года для их издания, и опубликованного в №5 Бюллетеня Советского комитета ветеранов войны за 1983 год (Москва, «Ветеран войны»).
В год 40-летия Победы, когда было напечатано ее письмо, Валентине Васильевне Зыряновой было уже 79 лет. Я хорошо помню эту женщину. Несмотря на возраст, ходила прямо и легко. Дружила с журналистами коллектива газеты «Огни Кубани».
Мы тоже не забывали ее, регулярно бывали в гостеприимном домике, поздравляли с днем рождения, с Днем Победы, рассказывали на страницах газеты о мероприятиях на скромном мемориале «бабы Вали».
Время неумолимо. Вот уже наступило 70-летие Победы. И очень жаль, что горожан не встретит у воинского обелиска сама Валентина Васильевна Зырянова — она умерла в 1998 году в возрасте 93 лет…
Но у могилы по-прежнему полыхает весенним огнем поляна цветов, по-прежнему в полном порядке и дворик, и огород, и старая хата. Вот только старых фруктовых деревьев, что росли на участке за монументом, уже нет. Их сменили молодые деревца, стройные и сильные. Блестят чистотой лицевая часть памятника из полированной мраморной крошки и фото погибших солдат на нем. Во всем этом порядке чувствуется хозяйская рука. А хозяин теперь здесь — родной внук Валентины Васильевны — Николай Васильевич Долбнин. Он вырос в бабушкином доме. С малых лет помнит, как шли и шли люди к монументу погибшим, как приезжали родственники погибших солдат: из украинского Ворошиловграда дочери Тараса Шевченко, из далекого Азербайджана — сестры Рахмана Халилова, из города Прохладного — родственники Николая Очередько… «Бабушка не раз просила меня, чтобы после ее смерти я не оставлял без присмотра это захоронение, чтобы поддерживал порядок в домовладении. Так я и делаю», — рассказал нашему корреспонденту Николай, внук Зыряновой, 50-летний сотрудник отделения Роспотребнадзора.
Вопросы и проблемы
Конечно, есть и проблемы. Памятник в свое время соорудили шефы — работники автоколонны, к 40-летию Победы. И каждый год перед Днем Победы приходили с этого предприятия рабочие и подправляли сооружение. А потом, с начала 2000-х годов, по словам Николая, отношение к скромному мемориалу изменилось. Перестали приходить ремонтники, и внук Зыряновой своими силами, как мог, заделывал щели на плите памятника, которые расширились. Покупал тротуарную плитку для дорожки и площадки у памятника — взамен рассыпавшейся, сам ее укладывал. Но беспокоил факт, что памятник вконец мог разрушиться. И тогда Николай обратился с просьбой в соответствующие инстанции — в том числе по охране памятников, с просьбой помочь сохранить обелиск, изготовленный по устаревшим на сегодня технологиям. Кстати говоря, на плитке монумента четко сказано: «Объект культурного наследия регионального значения, охраняется государством; лица, причинившие вред памятнику, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ». И что же?
Когда наш корреспондент побывал в домовладении Валентины Зыряновой, рабочие из городской автоколонны уже приступили к ремонту памятника, и внук Валентины Васильевны повеселел. «К 9 Мая обещали монумент подновить, — сказал тогда Николай. — Были встречи и с представителями местной власти. Новый памятник обойдется в большую сумму, а пока нашли возможность его отремонтировать». К празднику добротный косметический ремонт был завершен.
Уникальный — не забытый
Сейчас, когда мы отмечаем 70-летие Победы, на городском мемориале в парке им.30-летия Победы давно уже горит во славу защитников Родины Вечный огонь, как хотела когда-то простая русская женщина Валентина Зырянова. Сохраняется и уникальный по статусу (таких по России, думается, единицы!) памятник на территории ее бывшего домовладения по адресу: ул.Комсомольская,253. Будет ли здесь экспозиция, о которой она мечтала, или небольшой музей — никто пока не может
сказать точно. А ведь такую возможность было бы грех не использовать для патриотического воспитания молодежи. И вряд ли нужно, как предлагали и самой Зыряновой, и ее внуку в прошлые годы, переносить захоронение к мемориалу города или в другое общественное место. Извлечение останков, в значительной степени фрагментарных, вряд ли обоснованно. «Зачем нарушать их покой?», — так в свое время сказала Валентина Васильевна. Того же мнения придерживается и ее внук, нынешний хранитель могилы и памятника. Пришло время определить судьбу уникального домашнего памятника погибшим красноармейцам.