Я люблю тебя, жизнь!
Каждый раз, когда я бываю в парке 30-летия Победы, подхожу к белоствольной березке, которую мы посадили вместе. Вечная память тебе, мой дорогой дедушка!
Парк 30-летия Победы… В тени берез стоял пожилой мужчина и с живым огоньком в глазах смотрел на ребят, лазавших по гаубице. О чем думал старый человек, глядя на мальчишек? Может быть, вспоминал свое далекое детство? О том, как в живописном селении Карджин, что в Северной Осетии, жили-не тужили мальчики. Учились в школе, занимались спортом, увлекались приключенческой литературой. В свободное время бродили по лесным предгорьям, любовались природой, познавая ее загадочный мир. Играли «в войну». Как бывало, сидя на склоне горы, он подолгу смотрел в небо. Увидев самолет, восторженно провожал его глазами. Мальчик мечтал стать летчиком, увидеть мир с высоты птичьего полета. Но мечта не сбылась.
Война!.. Мальчишки, сразу повзрослев, рвались на фронт. В военкомате отказали: «Рановато». Но в 1942 году, окончив школу, приняли решение — идти на войну добровольно. И 20 семнадцатилетних юношей, выпускников школ, направили на кратковременные курсы во 2-е пехотное училище города Орджоникидзе.
Стояли тревожные дни. Северный Кавказ — в опасности. Немецкие полчища устремились к Орджоникидзе с целью перекрыть Военно-Грузинскую дорогу — главный и единственный путь снабжения Северо-Кавказского фронта. Однако их планы с треском провалились. Город героически защитили.
В срочном порядке курсантов 2-го пехотного училища отправили в Грузию, пешком по Военно-Грузинской дороге… В Тбилиси ждал приказ командования о переобучении. Затем был сформирован 81-й отдельный танкоистребительный батальон, который прибыл в апреле 1943 года в освобожденный от фашистов Кропоткин, на станцию Кавказскую. Оттуда — к месту назначения.
Боевое крещение они приняли на передовой линии фронта в Крымском районе Кубани. Запахи войны смешались с запахами весны. Цвели вишня и сирень. На израненные цветущие деревья смотреть было так же больно, как на раненных товарищей. 27 мая 1943 года, в ночной схватке, его ранило в ногу. В эвакогоспитале №1820 города Орджоникидзе хирург, осмотрев рану, сказал: «Отвоевался, сынок!». С приговором доктор поторопился, ногу спасли.
Через время — снова в строю. Теперь уже 221-го гвардейского Краснознаменного полка дивизии Первого Белорусского фронта. Участвовал в боях на реке Буг. Потом по приказу командования Белорусского фронта отбыл в Чернигов на краткосрочные офицерские курсы. В звании младшего лейтенанта получил назначение командира пулеметного взвода. Через польские города Люблин и Познань явился в штаб армии Первого Белорусского фронта в свой 221-й гвардейский Краснознаменный полк, где готовился расширенный плацдарм для наступления на Берлин.
Во время ожесточенного боя его пулеметный взвод прикрывал продвижение третьей роты своего полка. Это был последний плацдарм, самая узкая переправа через реку Одер. Ее называли «Долиной смерти». Немцы отчаянно сопротивлялись. В разгар боя погиб правофланговый пулеметчик. Он, командир, не растерялся, сделал из шинели муляж бойца и стал осторожно продвигаться к пулемету убитого. Немецкий снайпер заметил движение и продырявил муляж. Когда добрался до пулемета, начал закрепляться. Вдруг острая боль пронзила тело. Правая рука! Почти всю разнесло! Хлынула кровь. Раненый быстро засыпал руку песком и плотно прижал ее к себе, а левой рукой открыл огонь из пулемета по врагу. Пулеметная очередь ворвалась в мощную канонаду взвода. А пехотинцы третьей роты уже шли вперед под надежным прикрытием. Вдруг, совсем рядом, разорвался снаряд, и боец потерял сознание. Это произошло 10 марта 1945 года.
«Собирали» руку в медсанбате, вынули осколки, но мелкие остались на всю жизнь. В тяжелом состоянии его самолетом доставили в тыловой госпиталь города Баку. Он молча лежал забинтованный, малоподвижный, думая: «Вот и довелось полетать на самолете», и понимал, что никогда не станет летчиком. Одно хорошо — выжил. Победу встретил в бакинском госпитале. Только в августе 1945 года залечили раны, выписали в резервный офицерский полк города Ростова-на-Дону.
Это был мой дед, Николай Хазметович Моргоев, ветеран Великой Отечественной войны, в 17 лет ушедший на войну, закончивший ее в 20 лет в звании младшего лейтенанта. За проявленную храбрость и мужество мой дед награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».
Получив высшее юридическое образование, дедушка продолжил безупречно служить Родине еще 30 лет в органах внутренних дел, последние 20 работал юрисконсультом на заводе «КОПС».Он скончался на 84-м году жизни 8 февраля 2008 года и похоронен в Кропоткине с воинскими почестями.
Мой дед любил слушать песню в исполнении Георга Отса «Я люблю тебя, жизнь». Война научила его любить жизнь, ценить каждый прожитый день.
Хасанбек Моргоев,
учащийся 8 класса СОШ №16.
******