Я поведу тебя в музей

Я поведу тебя в музей

Архивные исследования о создании городского музея показали, что он старше официальной даты открытия

Считалось, что краеведческий музей города Кропоткина открыли в 1970 году. Но недавно найдены архивные документы, указывающие на гораздо более раннее происхождение — разница почти в полвека. Есть информация о существовании музея в 1923 году, в некоторых источниках он упоминается с 1916-го и даже с 1914 годов.

Изучение документов Государственного архива Краснодарского края помогло восстановить ход событий.

В «Отчете о работе музеев» написано следующее: «Кавказский музей основан в 1914 году. Специальное здание. Число экспонатов 1600. Число посетителей за полгода 450. При музее имеется биб­лиотека с 4000 экз.книг. Завед.музеем Докторович Е.А., среднее образование, стаж 3 года, пом.зав. Беда М.В., стаж 1 год, тех.сотр. Попова В.И.».

Но мы не можем с полной уверенностью утверждать, что 1914-й является годом основания нашего музея, так как в Кратком отчете о работе музеев Северного Кавказа за 15.11.1924г. указано: «Кавказский музей краеведения основан в 1916г. Помещается в собственном закрепленном здании. Штат 2 чел. Работа идет по организации сельскохоз.отдела. Отсутствие работников мешает развернуть работу, штат неудовлетворителен».

В «Отчете о работе музеев Куб.-Черн.обл. за апрель, май, июнь 1922 года» читаем: «Кавказский музей. Посетило музей (за первое полугодие 1922 года — прим. автора) 743 чел. Открыт ежедневно с 9 ч. до 3 дня. Выдано наглядных пособий 1714 экз. и 114 пособий. Организована при музее библиотека в 1000 экз. по обществоведению. Штат музея 2 чел.».

Приведем выдержку из еще одного документа, который датируется 1923 годом. Он подтверждает, что в это время наш музей уже функционирует, но интересно и то, как системно и целесообразно были размещены музеи по Кубано-Черноморской области. Согласно «Сведениям о музеях Кубано-Черноморской области, подведомственных Управлению по делам музеев и охраны памятников искусств, старины, народного быта и природы Куб.-Черн.области/Губмузей» за подписью профессора Григора Г.Г.: «В Кубано-Черн.области имеется десять научных музеев /в Краснодаре, Новороссийске, Майкопе, ст.Таманской, Геленджике, Сочи, Ейске, Крапоткине (орфография сохранена — прим. автора), Темрюке и Армавире/, одна археологическая база Таманского полуострова и Кубанский высокогорный заповедник площадью около двух с половиной тысяч /2,500/ квадратных верст. Исключительно на местном бюджете состоит шесть музеев /Сочинский, Армавирский, Кавказский, Ейский, Темрюкский и Геленджикский/…Каждый из десяти музеев имеет отдельное здание… Штатных единиц в местных музеях (в Геленджике, Сочи, Ейске, Кропоткине, Темрюке и Армавире — прим. автора) — 15 человек, все на бюджете Облисполкома…

Музеи распределились по территории Куб.-Черн.области согласно разнообразию физико-географических ее особенностей /Майкопский — изучение предгорий, Сочинский, Геленджикский — изучение морской фауны, субтропической флоры и горных ландшафтов, Новороссийский — сбор и хранение и изучение памятников истории, и археологии Черноморского побережья, Темрюкский — изучение нижнего течения Кубани, фауны, флоры лиманов, плавней, а также сопок /сальвы/, Таманская Археологическая база — концентрация археологических памятников прежних культур Таманского полуострова и ведение твердой охраны, Ейский и Кавказский – изучение сельскохозяйственных особенностей степной части края, Армавирский центральный педагогический музей и Кубанский /Краснодарский/ областной музей имеют значение областного научного центра».

В «Отчете о деятельности по делам музеев и охраны памятников при КУБЧЕРОБОНО (Кубано-Черноморском областном отделе народного образования) за время с 1.01.1923г. по 1.07.1923г.» за подписью заведующего Управлением по делам музеев профессора Григора Г.Г., сказано, что полтора года музеи находились в «летаргическом сне», так как в 1920-1921 г.г. на Кубани было тяжелое положение. Но к чести музейных работников, они не сдавали свои позиции, несмотря на более чем годовое отсутствие финансирования. ОБОНО и Исполком уделили должное внимание музейному делу на Кубани, взяв на баланс местных бюджетов всю музейную сеть. Своевременно отпускались суммы на содержание личного состава, на хозяйственные нужды и заготовку дров. Все это стимулировало работу на местах и одновременно давало право Управлению предъявлять к музеям требования по углублению внутренней работы (пересмотр коллекций, переход на научную систематизацию и классификацию, пополнение и расширение музейных фондов) и по усилению деятельности музея в создании широкой школьной, внешкольной аудитории. Следуя данным требованиям, музеи могли качественнее выполнить свое основное предназначение — быть очагом широкого просвещения масс.

В этом же Отчете предоставлены краткие сведения о работе отдельных музеев за первое полугодие 1923 года. Так, например, читаем про Армавирский музей: «Интерес к работе музея среди населения заметно растет, чему способствуют организуемые выставки /12 выставок, число посетителей коих 21022 человек/». Темрюкский музей «работает и ночью. Астрономическая вышка с имеющимся телескопом имеет особенный успех среди населения благодаря энтузиазму и любви к делу заведую­щего музеем». О работе Ейского музея сообщается следующее: «Посещаемость музея: январь-апрель — 3240 чел. При музее средствами Кубсельсоюза организован новый сельскохозяйственный отдел». О нашем музее сказано: «Кавказский музей приводит в порядок свои экспонаты, так как до января 1923 года он был в свернутом состоянии. Посещаемость 450 чел. (февраль-апрель). Число экспонатов 1600».

В материалах «О личном составе музеев Северного Кавказа (списки, выписки из протоколов, удостоверения и др.) за 1924-1925 г.г.» перечислено уже 13 музеев:

«1.Кубанский Художественный Музей им.Луначарского.

2.Кубанский Научный Музей.

3.Новороссийский Музей Природы и истории Черноморского побережья.

4.Геленджикский Музей.

5.Сочинский Музей Краеведения.

6.Таманская археологическая станция и музей.

7.Темрюкский районный музей.

8. Ейский Районный музей.

9. Кавказский Музей Краеведения. Завед.музеем Солодовников. Пом.завед. Алексеев.

10.Армавирский районный музей.

11.Майкопский районный музей.

12.Таганрогский музей имени Чехова.

13.Новочеркасский музей».

В «Смете расходов на содержание Кавказского районного музея краеведения в 1924-1925 г.г.» (ГАКК ФР 890 Оп.1 Д.2046) расписана заработная плата, канцелярские и почтовые расходы, отопление и освещение, а так же приобретение литературы и учебно-научные нужды от 24.05.1924г., за подписью Солодовникова.

Подтверждение того, что музей уже существовал в 20-е годы XX века, находится и в Государственном архиве города Армавира. Вот что пишет в «Докладной записке от 1 февраля 1922 года за №10» заведующая педагогическим музеем г.Кропоткина Прокопец: «Довожу до Вашего сведения, что мне, заведующей педагогическим музеем г.Кропоткина, Куб.-Черн.областное архивное управление, отношением от 25.11.1921г., предложило организовать в г.Кропоткине Отдельское Архивное отделение Куб.-Чер.Области». Далее в записке говорится о необходимости издания приказов о регистрации всех архивов относительно их назначения, о необходимости обследования всех учреждений и организаций с целью привести дела в порядок и сдать в архив. Также зав.музеем просит разрешения на сбор архивных материалов учреждений с начала 1920 г., так как «этот год является самым интересным и ценным годом в жизни Кавотдела и оставляет яркую и характерную картину того, как постепенно просачивалась новая струя в толщу старого быта. Дела погибают в Советских учреждениях, так как их едят крысы, ими растапливают печи, и самый ценный материал гибнет на наших глазах, его надо спасать, пока не поздно. Прошу Вашего разрешения о сдаче именно этих дел в архив (на основании Постановления Куб.Чер. …№150 от 15.06.1920г.). Дела поступят в архивы через 5 лет, едва ли они до этого времени уцелеют, тогда как в архиве они сохранятся для будущей работы. Зав.пед.музеем Прокопец. (Песчаная 31. Музей)».

В работе нашего краеведа М.Ф.Чередника «Возникновение и развитие города Кропоткина» читаем, что при втором иногороднем одноклассном училище, ул.С.Целых,41 (ранее ул.Песчаная), в 1914 году был открыт педагогический кабинет, зав.училищем и музеем был Батычко В.Я. (в 40-е годы директор школы им.Тукая).

Цели и задачи музея состояли в том, чтобы знакомить учителей с новинками педагогических и психологических наук, музей имел обширную библиотеку, образцы новейшего оборудования науки и практического материала…

При музее работали 17 комиссий: психологии и педагогики, родного языка, начальной математики, естествознания, географии, истории, трудовой школы, сельского хозяйства, гигиены в начальной школе, борьбы с алкоголизмом, законоведения и обществоведения, кооперации, внешкольного образования и др.

Музей обобщал опыт работы учителей 7-го учебного района Кубанской области и провел (с инспектором народных училищ этого района Чкония М.С.) два районных съезда учителей (12.1914 год, и 8.1915 год) с целью обсуждения постановки преподавания в начальной школе. Все лучшее из практики школы получало рекомендации в жизнь.

Материалы о работе музея печатались и распространялись среди школ и учителей, особенное внимание уделялось созданию и печатанию каталогов рекомендательной литературы для чтения учащихся (из отчета о деятельности музея за 10.1914г.-10.1916г.).

В фондах музея есть интересные документы 40-х годов, которые также являются несомненным доказательством того, что музей существовал ранее 1970-х годов.

Удостоверение (от 17 сентября 1940 года №14 г.Кропоткин) и Справка Отдела Народного образования г.Кропоткина (от 8 января 1942 года №0-3) подтверждают, что Бабаев Александр Иванович зачислен на должность директора Кропоткинского городского музея 01.09.1938г. В характеристике на тов.Бабаева А.И. говорится что он «провел работу по ремонту здания, организовал выставку соцстрои­тельства, изобильно пополняет фонд музея, проявляет инициативу и с порученными заданиями справляется». Другие документы говорят в его пользу и доказывают его преданность делу. Ученый секретарь Всесоюзного Географического общества при Академии Наук Союза ССР Г.Р.Лариков 4 октября 1940 года направил Бабаеву А.И. хронологическую таблицу геологических периодов для определения возраста экспонатов. А ученый секретарь Палеонтологического Института в письме от 28 марта 1941 года за №65 обратился к директору Краеведческого музея г.Кропоткина (без фамилии) с просьбой выслать снимки нижней челюсти (индийского слона — прим. автора), найденной при разработке Гирейского карьера, о чем сообщалось в газете «Большевик» 13 марта 1941 года.

В газете «Огни Кубани» от 9 июня 2012 года №62 опубликован отклик горожанки А.А Булановой на публикацию «Папка Бабаева». Агриппина Алексеевна делится своими воспоминаниями о том, как в 1931 году она (в то время одиннадцатилетняя девочка) побывала с классом в городском музее: «Особо запомнилось, что на полках стояли банки с заспиртованными змеями, а одна — с поросятами, которые срослись спинками. В большой ванне, в воде шевелился живой крокодил метра в полтора, а может и больше…».

Все вышеописанное — документальные подтверждения существования музея в первой половине прошлого столетия. Официальные источники дополняют рассказы местных жителей: не подтвержденная история гласит, что музей в довоенные годы находился в районе нынешней вечерней школы или спортивной школы, по другим данным в районе Свято-Покровского собора.

В «Отчете о работе музеев за 1923 год» о нашем музее приведены такие сведения: «Кавказский музей гор. Кропоткина. Экспонатов 1600. Число посетителей 300. При музее имеется передвижка /выдача наглядных пособий и др./. Музей реорганизуется в краеведческий. Назначен новый штат. Приступлено к организации при музее общества краеведения».

Неофициальные источники информации сходятся в том, что в годы войны музей был полностью разрушен. Подтверждение находим на сайте — http://www.lostart.ru/ru/restore/:

«155 музеев вошли в перечень российских музеев, пострадавших в годы Великой Отечественной войны.

В перечень вошли не только музеи, находившиеся на оккупированных территориях, но и музеи, чьи коллекции гибли при бомбежках, артобстрелах, пожарах, пропадали во время вынужденной эвакуации. Например, Государственный Эрмитаж лишился в ходе войны 1685 предметов, а Сталинградская картинная галерея, в которой хранилось 618 экспонатов, была полностью уничтожена в результате бомбардировок».

Рассматривая этапы становления Городского краеведческого музея г.Кропоткина, ранее мы исходили из того, что официальной датой основания музея является 28 мая 1970 года. В 1982 году за успехи в краеведческой и поисковой работе Министерством культуры РСФСР музею присвоено звание «Народный». Первоначально музей находился на ул.Красной,39, но его фонды постоянно пополнялись экспонатами, и помещения оказались переполнены. Поэтому в 1987 году по решению исполкома горсовета народных депутатов музею были переданы два этажа здания по ул.Красной,68. В 1992 году по решению главы администрации г.Кропоткина это историческое здание начала ХХ века было передано музею полностью.

В свете данных из обнаруженных документов мы можем утверждать, что музей в нашем населенном пункте появился гораздо ранее 1970 года. В то же время возникли следующие вопросы: в каких зданиях располагался музей; где найти Книгу поступлений или перечень этих 1600 экспонатов; как возобновить список заведующих музеем в разные годы.

Музей — это хранилище прошлого, место, где вам расскажут об истории и тайнах, забытых событиях и малоизвестных фактах. И где стараются приоткрывать завесы тайн — мы намерены продолжать поиски…

В. Рудоман, директор краеведческого городского музея

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!