Проблема существует, пока есть спрос
В продолжение темы об интернет-торговле наркотиками на страницах газеты выступает врио начальника отдела наркоконтроля ОМВД России по Кавказскому району, капитан полиции И.М.Казаченко.
Для всей страны сегодня общая проблема — выросло употребление синтетических наркотиков. Изменились способы поставки исбыта наркотических средств, их пресечение крайне затрудняется тайниковым способом распространения через «закладки». При этом, как правило, организаторы сбыта находятся за пределами России. О том, что осложняет работу наркополицейских в нашем районе, с какими трудностями им приходится сталкиваться ежедневно, говорит временно исполняющий обязанности начальника отдела наркоконтроля ОМВД России по Кавказскому району капитан полиции И.М.Казаченко.
— Иван Михайлович, несколько месяцев назад в результате очередного этапа реформы МВД самостоятельное ведомство ФСКН было реорганизовано, а в полиции появился новый отдел. Такое слияние на пользу делу?
— Фактически функции контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ осуществляются тем же органом, только уже под началом полиции. И прежние полномочия сохранились. Но пока шел процесс реорганизации службы, из-за текущей работы и некоторых организационных моментов какие-то проблемы мы, к сожалению, упустили. В большей степени это касается способов распространения наркотиков. Закладчики доз, которые являются по существу посредниками между продавцом зелья и покупателем — настоящий бич для нашего города и района. Выявлять их сложно, в первую очередь, по той причине, что географически Кропоткин расположен на перекрестке двух федеральных трасс. Наркокурьеры, как правило, не из нашего района. Сворачивая с главных дорог, они лишь на непродолжительное время заезжают на нашу территорию, быстро делают «закладки» в укромных местечках и молниеносно исчезают. К тому же, они постоянно меняют автомобили или приезжают к месту «закладок» на такси, часто меняют номера телефонов, оборудуют «тайники» поздно ночью или в ранее время суток… Одним словом, стараются быть неуловимыми для полицейских. Ушли в прошлое так называемые барыги, которые передавали наркотик «из рук в руки». Сегодняшние торговцы смертью, стремясь обезопасить себя от личных контактов с клиентами, где их могут встретить «покупатели» в погонах, используют для своего жестокого бизнеса широкие возможности интернета и различные электронные кошельки, созданные в платежной системе.
— Вы хотите сказать, что интернет сегодня один из основных каналов распространения наркотиков, главным образом, синтетических?
— Интернет — это огромный ресурс, на просторах которого есть абсолютно все. По данным разработчиков поисковых систем, Интернет изобилует тысячами сайтов, которые ведут активную пропаганду наркотических средств, а если взять в расчет наличие таких ресурсов, как блоги и форумы, то их число возрастет в разы. По статистике, каждый второй россиянин зарегистрирован в социальных сетях. К великому сожалению, и потребители наркотиков активно используют возможности Рунета для получения информации и распространения наркотика.
— И как это работает, Иван Михайлович?
— Поиски поставщика наркоты на любой вкус начинаются на определенных сайтах. Продавец и покупатель даже не видят друг друга. Можно сказать, все происходит в условиях полной анонимности. Наиболее часто встречающаяся схема распространения наркотиков в социальных сетях такова: наркоторговец заводит аккаунт и на своей страничке или в заранее созданной группе начинает предлагать, а нередко и рекламировать свой «товар». Заинтересовавшийся предложением человек выполняет запрос на странице продавца, а затем, если сделка устраивает обе стороны, желающий получить «дозу» переводит продавцу сумму стоимости наркотических средств на электронный кошелек и иные платежные системы. Убедившись в оплате, поставщик наркотика называет покупателю координаты тайников, в которых заранее спрятал «товар». Такой вот хитрый и безопасный способ торговли.
По подобной схеме обслуживают своих клиентов и интернет-магазины. Их, конечно, периодически выявляют и немедленно блокируют, но беда в том, что на месте старых, как грибы после дождя, тут же появляются новые, в еще большем количестве. Кстати, след интернет-магазинов теряется далеко за пределами России, и поэтому установление организаторов поставок вызывает особую сложность. Но мы не оправдываемся и не опускаем руки. Работаем. Хотя нередко на разработку спецоперации или выявление наркокурьеров уходит по несколько месяцев.
— И кто же они, эти загадочные наркокурьеры?
— Это страшные люди, верх цинизма которых зашкаливает. Ведь они знают, что торгуют смертью: для кого-то из потребителей первая доза может стать и последней. Но это наркокурьеров не волнует. Как говорится, ничего личного — только бизнес. Курьеры не употребляют наркотики, они на них зарабатывают. Торговцы наркотиками очень серьезно подходят к найму своих распространителей. Как и с покупателями, с ними договариваются исключительно по интернету. Если наркокурьера задержали во время сбыта или с «товаром» и привлекли к уголовной ответственности, поставщик тут же нанимает на его место нового. Так что отлавливать наркоманов, наркокурьеров и «закладчиков» надо, но это, к сожалению, не решение всей проблемы. Очень трудно достать главное звено преступной цепи по распространению наркотиков — организаторов поставки. И вот еще что ужасно — в наркокурьеры нанимаются и девушки, и люди семейные, у многих из них есть дети… Страшно представить, какое будущее они им готовят.
— Иван Михайлович, все так безнадежно?
— Мы для того и работаем, чтобы минимизировать масштабы существующей проблемы. Сейчас, когда наркополицейских переподчинили МВД, возможности нового отдела наркоконтроля, надеемся, умножатся. Мы плодотворно взаимодействуем с другими подразделениями полиции как на районном, так и на краевом уровне, обмениваемся с ними оперативной информацией. Выявляя и задерживая преступников, стараемся не забывать о профилактической составляющей в нашей работе.
Надеемся в этом плане на сотрудничество со службой участковых, ведь кто, как не участковый, лучше других знает «нехорошие» квартиры, превращенные в наркопритоны, замечает надписи о распространении «спайсов» на автобусных остановках, на стенах домов и сигнализирует нам об этом, кто ближе всех к населению? А учитывая, что именно молодежь больше ориентирована на интернет-контакты и, следовательно, чаще других использует именно такой метод покупки наркотика, взаимодействие с сотрудниками ОПДН тоже нам в помощь.
Считаю, что проблема существует, пока есть спрос. Не будет спроса, не будет и предложения. Наркомана, как человека зависимого от дозы, перспектива длительного тюремного срока, конечно, мало пугает, а вот с подростками и молодыми людьми о вреде наркотиков, о страшных последствиях их употребления говорить надо как можно чаще, используя для этих целей любые площадки, в том числе и средства массовой информации.
Мы проводим в районе на постоянной основе специальные оперативно-профилактические мероприятия. В рамках операции «Анаконда» усиливаем досмотр лиц, приезжающих в наш район или следующих через него транзитом. Операция «Мак» направлена на выявление лиц, употребляющих, хранящих наркотические средства и занимающихся их сбытом. А в ноябре, в очередной раз, пройдет межведомственное оперативно-профилактическое мероприятие «Сообщи, где торгуют смертью». Будет работать «горячая линия», и каждый, кто владеет информацией о фактах сбыта или хранения наркотиков, сможет сообщить об этом по указанным телефонам. Мы всегда рады любому обращению, ведь за каждым звонком стоит реальная человеческая боль. Люди доверяют нам, рассказывают о беде, в которую попадают их близкие, о тех ужасах, которые творятся в их подъездах, на улицах. И мы обязаны реагировать на такие тревожные сигналы оперативно.
Подготовила Л.Карабактьян,
специалист по связям с общественностью ОМВД России по Кавказскому району.