День и ночь летят составы

День и ночь летят составы
IMG_7582_1

Председатель Совета ветеранов локомотивного депо станции Кавказская Николай Красных знает все о строении двигателей современных локомотивов и машинах постарше.

Николай Николаевич рассказал о том, как приходилось тушить горящий локомотив на ходу, как познакомился с будущей женой на соседней станции и сдал экзамены на машиниста экстерном.

Помощником машиниста я стал в далеком 1977 году. Моя тетушка Екатерина Егорьева в военное время восстанавливала полотно железной дороги, которое повреждали немцы. Именно она мне посоветовала выучиться на машиниста. Я хотел связать свою жизнь с изучением радиотехники, но ничуть не жалею о выборе профессии. Когда за успехи в учебе мне вручили путевку в Чехословакию, все сомнения разом отпали, — сказал Николай Николаевич.

За бугром

Лучших учеников и комсомольцев 46 лет назад отправили на 11 дней за границу. Поездка на всю жизнь оставила неизгладимое впечатление о жизни иностранцев.

В пансионате собрались студенты из 17 стран мира. Больше всего поразило их поведение — они вели себя настолько раскрепощено, что позволяли себе класть ноги на стол. Такого мы, русские ребята, себе позволить не могли, воспитание не то. Удивляло, как в столовой нарезали хлеб — тонко-тонко, что сквозь ломтик пробивался свет. А какой я себе спортивный костюм купил, — красный! Долго его носил, в Союзе таких вещей тогда сложно было купить. Помню, зашел в огромный супермаркет и глаза разбежались. Помимо спортивок приобрел еще и галстук, вот радости было! — вспоминает Красных.

Новые возможности

Николай Николаевич прошел практику, получил удостоверение помощника машиниста и был призван на срочную службу. По распределению попал в ракетные войска стратегического назначения, служил в Житомирской области на Украине радистом. Домой вернулся в конце 1979 года, а уже в начале 1980-го поступил на работу в локомотивное депо станции Кавказская. К тому времени промышленность стремительно развивалась, изменения произошли и на железной дороге.

Я начинал свою работу на советских электровозах ВЛ. Когда у нас появились чехословацкие, мы ощутили комфорт. Сержусь, когда говорят плохо о нашей технике. Я состою на разных форумах в сети и натыкаюсь на обсуждения моих коллег. Там бытует мнение, что с приходом импортных машин жизнь стала лучше, с чем я не соглашаюсь. Не спорю, мы ощутили мягкость подвески и систему охлаждения в кабине в летний период. Советские же электровозы просты в управлении, они не напичканы различной электроникой. Машина просто и надежна, как автомат Калашникова и никогда не подведет, если ей управляют надежные руки, — рассказал Николай Николаевич.

Любит труд

Когда пришло время повышать квалификацию и становиться машинистом, Красных уже имел достаточный опыт управления электровозом и знал все о строении локомотивов. Ему не составило труда сдать экзамен экстерном.

Мне повезло с наставником. Виктор Георгиевич Ткаченко учил меня всем тонкостям управления машиной. Он настоящий железнодорожник, служил на передовой в Великую Отечественную войну. С его железнодорожных платформ танки сразу шли в бой, а он уводил состав от бомбежек. Меня вообще всю жизнь окружали трудолюбивые люди, я родился в многодетной семье, родители приучили уважать труд.

Отца героя публикации Николая Яковлевича война застала в 11 лет. Мальчишкой он перевозил на быках зерно, в поле с ним произошел несчастный случай. Парень упал под телегу, и колесо переехало ему голову. Николая Яковлевича увезли в военный госпиталь, который базировался неподалеку. Хирург спас жизнь мальчишке, а спустя много лет, на операционном столе оказался и его сын.

Такой судьбоносный случай произошел в нашей семье. Тот военный хирург после войны стал заведующим хирургическим отделением в больнице Курганинского района, где мы жили. Он оперировал меня практически в таком же возрасте, как и когда-то моего отца, только по другому случаю. Кстати, папу наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.», — рассказал Красных.

Ну, здравствуй, это я

В самом начале карьеры Николай Николаевич познакомился с будущей женой Светланой Александровной.

  • Я был на работе в поселке Мирском и решил после трудового дня там остаться и посмотреть в Дворце культуры кино. В то время в показ вышел легендарный советский приключенческий фильм «Похищение Савойи». Я расположился в зале и заприметил неподалеку красивую девушку с длинной косой. Там и познакомились. Спустя время Светлана приняла мои настойчивые ухаживания. Дальше происходило все, как в песне Владимира Высоцкого «Ноль семь», — вспоминает он.

Светлана Александровна работала на телеграфе в Туапсе на железнодорожном вокзале, виделись редко, но практически каждый день Николай спешил в переговорный пункт, который раньше находился на улице Красной в центре Кропоткина и просил телефонистку связаться по одному и тому же номеру со своей возлюбленной.

Помню, как спешил после работы в переговорный пункт. Телефонистки меня уже хорошо знали и набирали номер по памяти. Не мог дождаться ответа, ждал ее голоса на другом конце провода, затаив дыханье. По тем временам минута стоила 15 копеек, но мне это было неважно, мы говорили долго, но нам всегда было этого мало, — говорит шутливо Николай Николаевич.

Со дня свадьбы прошло 43 года. У супругов появились на свет двое детей — Марина и Валерий.

Блестящий специалист

Николай Красных — машинист первого класса, он считает свою профессию крайне ответственной. Говорит, что этой профессией может обладать человек, который в любую минуту готов принять единственно правильное решение. Права на ошибку у машиниста нет. Приходилось даже рисковать жизнью. Сложный случай произошел в одном из его рейсов. Николай Николаевич управлял грузовым поездом и заметил, что на электровозе загорелась трансформаторная катушка. Действовать необходимо было быстро и решительно, ситуация в прямом смысле слова разгорелась не шуточная — везли цистерны с горючим. Вместе со своим помощником пришлось остановить локомотив и с соблюдением мер безопасности огнетушителем устранить пожар. После восстановили работу электровоза и без опоздания доставили груз. К юбилею Николая Николаевича коллеги подпишут поздравительный адрес: «Человеку, который блестяще находит выход из нестандартных ситуаций».

Молод душой

С 2021 года Николай Николаевич умело управляет ветеранской организацией, которая находится в лидерах среди ведомств железнодорожного транспорта. Его портрет красуется на доске почета в депо, а несколько лет назад глава Кавказского района Виталий Очкаласов вручил Николаю Николаевичу благодарность за преданность своей профессии.

В свободное от работы время железнодорожник коллекционирует редкую технику прошлых лет, открытки, марки и бережно хранит в своем домашнем музее. В его коллекции есть часы дореволюционного времени, старинные фотоаппараты и пылесос «Чайка». Последний Красных поддерживает в рабочем состоянии вот уже несколько десятков лет, уверен, что советская техника даст фору любому современному. А еще Николай Николаевич фотограф-любитель. В 2016 году его снимок машиниста, который управляет ретро-поездом, занял третье место на Всероссийском грантовом конкурсе «Молоды душой». Заслуженный железнодорожник, за плечами которого более сотни миллионов километров, уверен, что сил у него в достатке от того, что он в жизни занимается любимым делом, а вот нелюбимая профессия утомляла бы.

Кристина Опарина

Фото из личного архива Николая Красных

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!