«Двор моего детства». Двор большого «сталинского» дома был наполнен детскими голосами, звуком раннего горна и стуком домино ветеранов войны

ognikubani.ru

«Двор моего детства». Двор большого «сталинского» дома был наполнен детскими голосами, звуком раннего горна и стуком домино ветеранов войны

Редакция газеты «Огни Кубани» открывает новый проект о советских дворах и многоэтажках — «Двор моего детства». Корреспондент «ОК» пообщалась со старожилами дома №39 на улице Красной, чтобы узнать и поделиться с читателями, как это было раньше. И, конечно, о людях, которые там жили и росли, дружили, во что играли, чему научились и кем они стали.

Думаете, что красивее архитектуры питерских зданий вам не сыскать в других городах? Глубоко ошибочное мнение. Дом №39 на улице Красной докажет это — первая городская пятиэтажка буквально дышит Санкт-Петербургом, его изысканной атмосферой. Эффектное огромное кирпичное здание с высокими окнами и подъездами, потрясающей красоты лепниной, изящно выполненными орнаментами и богато украшенными фронтонами на крыше влюбил в себя с первого взгляда и вызвал желание узнать историю его жителей, зайти во двор, чтобы рассмотреть ближе. Двор — широкий, просторный, очень ухоженный, с детской площадкой и несколькими небольшими беседками, — не подвел и не испортил впечатление от дома.

Знали друг друга… с хорошей стороны

Александру Георгиевну Винокурову жители дома №39 знают все от мала до велика — она уже 10 лет занимает должность домкома и 49 (почти полвека!) как переехала в многоэтажку когда-то совсем молоденькой 17-летней девчонкой со своим мужем.

Жизнь нашего дома, в основном, протекала во дворе. Он был средоточием практически всех событий, которые у нас, жильцов, происходили, — начала повествование Александра Георгиевна.

Большая часть обитателей дома времен ее юности — почти сплошь железнодорожники. Но не без исключений. К примеру, Александра Георгиевна работала медсестрой в детской поликлинике.

В нашей многоэтажке жили начальник отделения дороги станции Кавказской, руководители вокзала и депо, сотрудник КГБ, главврач городской больницы, одним словом — люди непростые, высокопоставленные. Однако все — очень дружелюбные, приветливые, отзывчивые, — отметила женщина.

Одно поколение сменяло другое, сейчас в доме живут внуки, а то и правнуки тех, кто населял этот дом в 40-х годах.

Выйдешь во двор или на балкон воздухом подышать, а там сын соседки портфель девочки из ближайшего подъезда несет, до двери ее провожает. Время быстро летит — они уже и женятся! И создают свою семью. У нас так многие переженились, — рассказывает старожил.

Изначально во дворе была только одна деревянная большая беседка для детворы, чуть позже мужчины сделали вторую, уже из металла — для посиделок бабулям-пенсио­неркам, этакий «женский уголок». Стол, стул, лавочки — отдельное место для заядлых любителей поиграть в домино, которые частенько до глубокой ночи засиживались за интересной игрой, забывая о том, что рано утром нужно вставать на работу. Приходилось женам уговорами зазывать игроков домой.

Мы во дворе и праздники отмечали, и поминки, бывало, проходили. Помню, у начальника вокзала жена умерла — так церемонию прощания провели прямо во дворе. Какие-то торжественные даты — всегда вместе собирались, что-то пекли, готовили — и прямо во двор, устраивать чаепитие. Песни пели, танцевали, веселились, байки «травили», и, что самое интересное, никакого алкоголя на наших посиделках не было. Или весной-летом — мужчины шашлыки жарили. Дети рядом крутились — играли в «догонялки», «чехарду, «классики»… А то вместе собирались — пенсионеры, жильцы помоложе, наши дети — и в теннис играли. Такое хорошее, светлое время было, — вздохнула домком.

Но, конечно, друг про друга все знали. Шила в мешке не утаишь. Но хорошего в отношениях было больше.

У нас живет одинокая пожилая женщина и как-то после вечерней прогулки по двору она потеряла ключи. Мы с мужем решили ей помочь их найти. В итоге — полдома вышли ключи искать. Вот какие люди у нас живут. Добрые, отзывчивые, заботливые, — прокомментировала старшая по дому №39.

Двор счастья и радости

Одна из старейших жительниц дома Татьяна Светличникова, уже 67-й год проживающая в «сталинке», дополнила рассказ домкома:

После восстановления нашей «сталинки», пострадавшей во время Великой Отечественной войны, постепенно, подъезд за подъездом, дом наполнялся жильцами. Это был 1954 год. Жилья тогда катастрофически не хватало, поэтому в доме преобладали коммунальные квартиры. А какой у нас двор был: красивый, ухоженный! Сейчас мне немного больно за дом. Последний ремонт был лет 20 назад, кажется. А ведь нигде в городе нет подобного чуда архитектуры. Под яркой зеленью высоких тополей стояли аккуратные деревянные скамеечки, где традиционно вечерами заседали старушки, недалеко — игровая площадка для детей. Помню, сама играла там в детстве с девчонками — в «классики», «казаки-разбойники», «колечко, колечко, ручеек»… Мальчишки гоняли в футбол, устраивали «войнушку». Зимой заливали каток — это была традиция, из года в год, — и катались на коньках. Мамы зазывали нас домой, а мы умоляли: «Еще пять минуточек, ну пожалуйста!». Двор всегда был наполнен детьми всех возрастов. Какое­-то время на первом этаже в пятом подъезде располагались ж.д.ясли №100. Так что двор представлял собой детский «улей». Жаль, что сегодня молодежь не стремится на улицу лишний раз выйти, — посетовала Татьяна Леонидовна и продолжила повествование: — Дворы того периода несли атмосферу счастья и радости, а поскольку люди жили в тесноте, то для нас, детей, он был продолжением квартиры, где можно было без опаски шуметь, бегать и никто из взрослых за это не ругал. Игрушек, конечно, у нас было мало. Но и те, что были, изготовленные нашими папами-умельцами, вызывали искренний восторг. Это были и деревянные самокаты на подшипниках, и луки-стрелы, рогатки. Даже санки делали наши отцы. Они изготавливали и хоккейные клюшки из сучковатого дерева, и шайбы из консервных банок.

Наши папы были героями, вернувшимися с войны. И это было счастье! Кстати, в нашем доме жил кавалер ордена Славы трех степеней, прошедший самое пекло войны, Иван Иванович Никонов. Необыкновенно скромный человек. Однако то страшное время фронтовики обсуждать не любили.

Также у нас во дворе была библиотека, где каждый желающий могвыбрать книгу. Библиотечный фонд был создан из произведений, собранных нашими жильцами.

…Помню, как мы, детьми, кружились рядом с ними, нашими отцами, когда они играли в домино или шахматы за небольшим столиком во дворе. Как было уютно и тепло рядом с ними, не передать словами. Как бы мне, «коренной» жительнице дома, хотелось, чтобы нашей прекрасной пятиэтажкой (первой в городе!) любовалось еще не одно поколение.

Двор… кишел детьми

Старожил дома №39 Юрий Квитковский также поделился своими воспоминаниями:

Живу в этом доме всю жизнь, с рождения. Детство у меня было насыщенным, двор буквально кишел детьми. Сейчас такое редкость. К нам приходили ребята из других дворов, наши одноклассники и парни постарше. Одно из самых ярких воспоминаний детства — когда один из военнослужащих, который был в Германии, привез оттуда импортные ракетки для игры в теннис. Они были яркие, красивые, новехонькие! Мы, пацаны, такого в жизни не видели. Играли фанерками. Для нас эти ракетки стали чем-то фантастическим. Помню, старшеклассник Вова Перкин здорово играл в теннис. Как-то увидел его в Краснодаре, подошел к нему, разговорились, вспомнили те времена… Еще воспоминание: как только наступало лето, парень из нашего дома Витя Зайцев каждое утро выходил трубить в горн — созывал на всеобщую зарядку. К тем, кто любил поспать или ленился выйти, мы всей ватагой вламывались в подъезд и тарабанили в дверь, призывая выйти на упражнения. Любили в летние вечера, когда уже стали постарше, поиграть с бабушками в лото «за копеечку». На нее можно было купить стакан вкуснейшей газированной воды или ластик. Я обожал играть в футбол. Мы делились на две большие команды — и ребята, и наши папы, — и гоняли мяч по двору. Замечательно играл машинист Ванюша Зайцев, он даже какое-то время играл в сборной «Локомотива». Физически крепкий он удивлял нас, пацанов, тем, что мог встать на руки и так обойти весь двор.

Юрий Модестович поделился тем, что свадьбы нередко проходили во дворе.

— У нас образовалось несколько пар из жильцов дома. Я женился на Свете Коротиной, Гена Петров на Ире Черновой, их сын Андрей на Жене Кабошевой. Выкуп невесты, традиционное кубанское посыпание рисом и конфетами вместе с монетами проходили возле дома.

Что такое счастье?

…Во время беседы со старожилами, у меня перед глазами возникла картинка счастья для жителей, кропоткинской пятиэтажки построенной еще при Сталине, в 1935 году: солнечное утро, громкие возгласы играющей в догонялки детворы во дворе, родные живы-здоровы, и даже в голову не может прийти, что счастье может быть каким-то иным.

Диана Пивень

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!