Полвека с малой родиной в разлуке

Полвека с малой родиной в разлуке

Александра Губайдуллина, в девичестве Севостьянова, больше 50 лет прожила в Казахстане, городе Караганде. Несколько лет назад вернулась на свою родину, в станицу Кавказскую.

Вспоминает детство и юность, восхищается современной станицей.

Здесь моя душа и сердце

Всегда тянуло в маленькую казачью станицу, где я родилась в 1938 году на улице имени Сталина, в домике под номером 20. Сейчас эта улица — имени К.Маркса. Нет уже такого названия улицы, как имени Ворошилова — теперь она называется Мира, а III-го Интернационала стала улицей имени Малиновского. В те годы в этом районе больше построек не было до самой железнодорожной станции. Пустырь называли выгоном, поскольку там пасли скот, — вспоминает Александра Родионовна Севостьянова (называем так по просьбе моей собеседницы, поскольку под этой девичьей фамилией ее знают многие).

Ее жизнь связана со станицей Кавказской, где родилась, росла восемь лет, и хутором Лосево, там прошло детство и юность.

Как ты хороша, малая родина

Смотрю на станицу и не нарадуюсь. Асфальтированная дорога, благоустроенные дома, а тогда ни дорог, ни водоснабжения, ни электричества не было. Моя бабушка Агафья Герасимовна Севостьянова из Лосево пешком ходила в Кавказскую в молитвенный дом. Она из староверов и молилась в старообрядческой церкви. За день могла из Кавказской пройти в Кропоткин в гости к сыну и вернуться в Лосево. Прожила 104 года, об автобусах не знала — общественного транспорта тогда не существовало, все жители ходили пешком.

Во время оккупации немцы заняли бабушкину хату. Нас выселили в сарай, а в жилом помещении разместили медсанбат, туда солдаты приходили за медицинской помощью, и его охраняли. Тут же готовили обед — бабушку Акулину Михайловну Гонтареву немцы назначили поварихой. Это и спасло нас от голода, а в станице люди ой как голодали. В 1945 году нас собрали в школу — это здание стояло на улице Калинина. Иду в ботинках «на вырост», грязь по щиколотку — за эти сапоги одноклассники меня прозвали «Сима-летчик». На занятия шли не с учебниками, а с табуретками и дровами. Топить было нечем, сидеть не на чем, позже сделали лавку, на которой усаживались у большого стола. Летом пыль стояла такая, что ноги в ней утопали. В 1946 году отец забрал нас с мамой в Лосево. Здесь немало Севостьяновых, с которыми я в родстве. Мама умерла рано от тяжелой болезни, в 32 года. Отец женился на женщине, которая так и не смогла меня полюбить. По ее вмешательству я окончила только семь классов, рано стала трудиться свинаркой, потом дояркой. Немало слез пролила и в 20 лет уехала в Караганду, — рассказала при встрече Александра Родионовна.

Отец — Родион Сергеевич — всю жизнь проработал конюхом на конеферме колхоза имени Кирова, имел свою белую лошадь, чем очень гордился. Единственная дочь Александра, уехавшая в Казахстан, связи с отцом не теряла. Далеко от родного дома она начала новую жизнь: получила среднее образование, потом среднее специальное, стала товароведом. Вышла замуж, родила троих сыновей. В семейной жизни, как сама призналась, была счастлива. С мужем прожили 62 года. Сыновья нашли себя в жизни: старший — газоэлектросварщик, другой — водитель, а у третьего сына свое дело — занимается изготовлением жалюзи. Александра Радионовна при каждой возможности старалась приехать на родину. Несколько лет назад ее мечта сбылась. Она с мужем поселилась в станице Кавказской, здесь супруги отпраздновали бриллиантовую свадьбу. На станичном кладбище теперь упокоен муж, который умер в пандемийном 2021 году.

Счастливая бабушка

Этой весной Александра Родионовна отметит свое 85-летие. В этот день, 17 апреля, соберутся сыновья — приедут Александр из Санкт-Петербурга и Борис — из Караганды, а старший сын Сергей живет в станице Кавказской. У Александры Родионовны семь внуков, восемь правнуков, одному из которых 19 лет, а самому младшему — девять месяцев. Она любит свою большую семью, рада будет видеть всех, кто приедем разделить ее светлый день.

Так уж устроен человек: его согревают воспоминания о прошлом и радуют мечты о будущем. Слушала свою собеседницу и думала: как часто мы ворчим и на неблагоустроенность, и дороги в выбоинах, и уличное освещение, которое есть не во всех уголках станицы, и тротуаров мало… Видимо, нужно разлучиться с родными местами, чтобы спустя время увидеть их другими глазами, оценить по достоинству.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!