Школьница из станицы Казанской рассказала о непростом пути к Победе своего прадеда

Школьница из станицы Казанской рассказала о непростом пути к Победе своего прадеда

До Великой Отечественной войны Трифон Абрамович Шимко был простым строителем в совхозной бригаде одного из крупнейших хозяйств РСФСР «Ново-Сергиевский» Крыловского района. С супругой растил двоих детей.

Мартовский день 1941 года нарушил размеренную жизнь дедушки Трифона. Он был призван Крыловским РВК в ряды Красной армии и стал солдатом 343-го стрелкового строительного батальона. Служащие подразделения строили укрепления в Литовской ССР. Там мой дедушка встретил начало войны. Первые бомбы фашисткой армии обрушились на солдат, у которых главным оружием на тот момент были гвозди и молоток. 24 июня 1941 года оставшихся бойцов батальона, в котором числился мой дедушка, взяли в плен фашисты. Несколько месяцев их держали в наспех сооруженном литовском лагере, а затем переправили в концлагерь в Германию. Неоднократно дед и его товарищи пытались бежать из плена, но всякий раз их возвращали и жестоко наказывали. О жизни в концлагере дедушка Трифон никогда не рассказывал. У него, сильного мужчины, при воспоминании о тех временах на глазах наворачивались слезы.

Только спустя два года дедушке и его двоим товарищам все-таки удалось совершить побег. Он говорил: «Сам не ожидал, что получится вырваться из плена. Мы толком не знали, куда бежать, помог инстинкт самосохранения. Правдами и неправдами добрались через леса и поля до наших частей. Счастью не было предела, хотя мы понимали, что теперь к нам будет особенное отношение. По закону военного времени нас ждал трибунал. Но рядом были наши, родные земляки».

Трибунал вынес приговор: направить Трифона Абрамовича Шимко в штрафной батальон 326-го Гвардейского специального полка.

В ноябре 1945 года дедушка вернулся домой. Дети и жена встречали его со слезами, ведь от родного человека за все это время не было никаких вестей. Дедушка не любил рассказывать об этом периоде своей жизни, старался забыть о нем. Он вновь поступил на работу в совхоз поднимать хозяйство. Жизнь стала налаживаться. Вскоре родилась моя бабушка Таисия. Работа, дети, деревенское домашнее хозяйство помогали постепенно забывать пережитые ужасы.

Каждый год в День Победы на митингах в ряд выстраивались ветераны, гордо сверкая медалями и орденами, а дедушка стоял в стороне и украдкой вытирал слезы от нахлынувших воспоминаний. Соседки спрашивали у моей прабабушки: «Шура, а твой почему не в строю, он же тоже был на войне?». Но у дедушки не было такого права: участником войны Трифона Абрамовича не признавали. И даже годы, проведенные в штрафбате, не искупили его вины — вины плена, но была ли она?!

Каждый год в День Победы на митингах в ряд выстраивались ветераны, гордо сверкая медалями и орденами, а дедушка стоял в стороне и украдкой вытирал слезу от нахлынувших воспоминаний.

Каждый год дети, внуки и правнуки поздравляли Трифона Абрамовича с Днем Победы, а дедушка расстраивался и говорил: «Нет важнее дней на земле, чем рождение детей и праздник Победы. Цените и берегите то, что у вас есть!».

Мою маму Татьяну, еще девчонкой, дедушка называл Кнопочкой. Когда внучка с родителями приезжала к ним в гости из станицы Казанской в Ново–Сергиевскую, дедушка Трифон говорил: «Кнопочка приехала, пойду бриться, а то поцеловать не разрешит и будет кричать, что я колючий». Дедушка был очень добрым человеком, с необычным чувством юмора. Меня удивляет способность сохранить эти качества человеку, пережившему столько горя, лишений и унижений. Какие же они сильные, победители Великой Отечественной войны!

Шли годы. Многих солдат, попавших в плен, признали участниками войны, но, увы, не моего дедушку. Бабушка Таисия, младшая дочь Трифона Абрамовича, видя, как он переживает, обратилась в Краснодарский краевой комиссариат. Трифона Абрамовича пригласил начальник комиссариата на личную встречу. В тот день, по словам моей бабушки Таисии, дедушка был подавлен, говорил: «Зря ты, Тая, это затеяла. Главное, что у меня совесть чиста перед вами…».

Встреча прошла успешно и излечила застарелую рану. Справедливость восторжествовала: дедушку признали ветераном Великой Отечественной войны. На очередном митинге, посвященном Дню Победы, дедушка Трифон стоял вместе с фронтовиками в одном ряду. Его жена, дочери и внуки не могли сдержать слез, понимая, как это важно для дедушки. В этот день председатель совхоза подарил Трифону Абрамовичу набор столовых ложек. Он их передал самой младшенькой внучке, своей Кнопочке. Мама до сих пор хранит эти столовые приборы и с теплом в сердце рассказывает эту историю.

Спустя два года дедушка заболел и умер. Но его Победа и память о нем всегда будут жить в сердцах. Наша семья празднует 9 Мая как день памяти нашего дедушки, ведь он сделал свой вклад в Великую Победу.

Виолетта Милованова,юнкор, 5 «Б» класс СОШ №20

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!