После оккупации сели за парты

После оккупации сели за парты

В рамках краевого проекта «75-летию Великой Победы — 75 героических страниц»

Продолжая серию публикаций о возрождении нашего города после оккупации, мы поднимаем тему восстановления народного образования. Опираясь на официальные данные и воспоминания очевидцев, хранящиеся в музее и в Кавказском районном архиве, проследим за событиями, происходившими в нашем городе после изгнания оккупантов — 29 января 1943 года.

Восстановление железнодорожного училища

Кропоткин — крупный транспортный узел. Возрождающейся стране требовались железнодорожники, грамотные специалисты. Уже в начале февраля 1943 года Горисполком рассматривал вопрос о возобновлении деятельности Кропоткинского железнодорожного училища №1:

«1.На основании распоряжения Крайисполкома и краевого Управления трудовых резервов при СНК СССР считать восстановленным деятельность Кропоткинского ЖИУ №1 с 5.02.43г.

2.Назначенному Крайисполкомом и Краевым Управлением трудовых резервов директору ЖИУ №1 тов.Биейко Л.Ф. приказано взять на учет всех остававшихся во временной оккупации: обслуживающий персонал, мастеров производственного обучения, учащихся и приступить к восстановлению хозяйства и деятельности училища.

3.Организовать сбор имущества, оборудования училища силами взятых на учет работников и учащихся.

4.Наряду со сбором имущества училища, всех свободных использовать на восстановлении жел.дор.транспорта…

6.Директору тов.Биейко произвести инвентаризацию всего оставшегося, собрать оборудование и имущество и организовать его охрану, внезависимости от занятости помещений воинскими частями, организовать своими силами бригады по восстановлению нанесенных разрушений.

7.Считать возможным, при условии полного восстановления хозяйства училища и баз обучения, установления прежнего контингента 800 чел. На первый период, т.е. к 1.03.43г., сообразуясь с имеющимися возможностями, установить контингент училища 350 чел.

8.Директору тов.Биейко согласовать с администрацией жел.дор.транспорта квалификации обучения учащихся.

9.Провести с 25.02. по 10.03. с/г. набор (призыв) учащихся из числа городской молодежи в училище в соответствии с существующим положением о призыве в ремесленные, жел.дор.училища и школы ФЗО. Набор (призыв) произвести из мальчиков в возрасте 15-16 лет, девочек 15-17 лет.

10.Питание учащихся организовать через «Трансгоргип» по получению нарядов на продукты, до этого времени учащиеся питаются за свой счет на дому.

12.Медобслуживание учащихся производить через жел.дор.поликлинику.

Председатель Горисполкома А.Остроушко». (Решение Кропоткинского Горисполкома от 10.02.1943 г.).

В этом же Решении говорится, что за исключением сожженного оккупантами учебного корпуса следует считать пригодными для занятий здания, принадлежащие училищу. По мере освобождения их воинскими частями предписывалось занимать дома по следующим адресам: ул.Красная,84 и 112; пер.Обрывной,7; ул.Красноармейскоая,69, 93 и 100; ул.Линейная,98; пер.Буденновский,20; ул.Деповская,36 и 38.

Официальные строки документа дополняют воспоминания одного из первых учеников железнодорожного училища М.И.Муралеева, которые хранятся в фондах музея:

«После освобождения города нас, молодежь 15-16 лет, записали в железнодорожное училище для обучения. Здание было в плохом состоянии: окна выбиты во время бомбежек, доски прогнили… День мы учились, день работали на восстановлении железнодорожного полотна.

Вдесятером таскали рельсы голыми руками. Кожа огрубела и потрескалась до кровавых мозолей. Спасибо, один парнишка нашел пушечное масло, мы начали смазывать ладони — и дело пошло на лад. А учиться, несмотря на все трудности, мне нравилось, я старался.

После занятий в жел.дор.училище в шесть часов вечера был ужин, а в 19.00 начинались занятия в вечерней школе (мы наверстывали упущенное из-за оккупации). На уроки все приходили с холщовыми мешочками, в которых — перьевая ручка и чернильница. Писать было не на чем — использовали бумажные мешки. Мне повезло найти топографические карточки — на обороте было удобно делать записи. И вечернюю школу, и железнодорожное училище я окончил на «четверки» и «пятерки».

Школьный сбор

Через два с половиной месяца после освобождения г.Кропоткина, 13 апреля 1943 года на заседании исполкома горсовета депутатов трудящихся под номером 1 рассматривался вопрос о состоянии народного образования в городе. С докладом по данной теме выступал заведующий районо Вольский.

Докладчик отметил, что возобновление процесса обучения в городских школах «идет недопустимо медленно. Из учтенных 3211 детей школьного возраста (без жел.дор.школ) обучается только 712 чел. Большинство уцелевших зданий заняты воинскими частями. Еще не начали работу детские сады; причем нет помещений под детсады №№1, 3 и 4. Городская библиотека, имеющая свыше 2000 книг, тоже из-за отсутствия помещения не работает». (Протокол №3 заседания исполкома горсовета депутатов трудящихся от 13.04.1943г.).

Тогда же в целях возобновления работы всех учреждений РайОНО президиум Горисполкома постановил:

«1.Закрепить за школами города следующие уцелевшие здания: по ул.Песчаной,45 (здание средней школы им.Белинского) — на 500 учащихся; по ул.Песчаной,35, 26 и 28 (неполная средняя школа им.Лермонтова) — на 240 учащихся; на углу ул.Чехова и ул.Толстого (начальная школа им.Толстого) — на 120 учащихся; по ул.Красноармейской,10 (начальная школа №27) — на 120 учащихся; по ул.Красноармейской,177 (средняя школа №2 им.Островского) — на 180 учащихся; по ул.Ленинской,95 (средняя школа №2); по ул.Ленинской,93 (здание бывшего Общества по борьбе с мышами) — на 12 учащихся; по ул.Пушкинской (неполная средняя школа им.Пушкина (2 здания)) — на 380 учащихся; по ул.Пушкинской,143 (неполная средняя школа им.Пушкина) — на 150 учащихся; по ул.Красной,93 (неполная средняя школа им.Тукая) — на 180 учащихся; по ул.Красной,51 (начальная школа им.Чапаева) — на 175 учащихся; по ул.Красной,92 (неполная средняя школа им.Тукая) — на 120 учащихся; по ул.Красной,92 (бывший лесопильник для неполной средней школы им.Тукая) — на 100 учащихся.

Под детские сады отводились здания по ул.Базарной (детсад №2 — на 50 детей); по пер.Лермонтовскому,37 (детсад №5 на 50 детей) и бывшие эвакокомнаты по ул.Красной,87 могли вместить 15 детей.

Дом по ул.Балковской,16, было решено закрепить за горбиблиотекой. По адресам: пер.Коммунальный,4 и 6 должны были разместиться столовая педучилища и общежитие.

Смета по восстановлению двух зданий неполной средней школы им.Пушкина на сумму 55465 руб. была утверждена сразу же в ходе заседания исполкома горсовета депутатов трудящихся 13 апреля 1943 года.

В постановлении президиума горисполкома от 13 апреля 1943 года содержалась просьба к начальнику горисполкома Ченгареву об освобождении от воинских частей и госпиталя школ по ул.Лермонтова и по пер.Белинского,27, а также детсада №2 и горбиблиотеки. Члену горисполкома Трунову и начальнику горжилуправления Горяйнову было поручено освободить бывшие школьные здания, занятые в то время Торгом и жел.дор.станцией. Начальника Горжилуправления обязали отвести под школы дополнительные здания на 12 классных комнат для размещения 720 учащихся. Все перечисленные помещения предписывалось передать на баланс районо.

Начальнику районо Вольскому и начальнику Ремстройконторы Антонову поручалось составить план ремонтно-восстановительных работ и приспособления отведенных под школы зданий, а также сметы к ним. Районо обязали создать специальную рабочую бригаду и организовать демонтаж школьных разрушенных зданий. Директора и заведующие школ должны были вести наблюдение за разрушенными и полуразрушенными зданиями, не допуская расхищения материалов.

Последнее поручение было актуальным: после ухода немцев в городе катастрофически не хватало стройматериалов. Чтобы отремонтировать свои дома до наступления холодов, жители вынуждены были разбирать разбитые здания, а деревянные изделия пускали на дрова.

Вот что о восстановлении образовательной деятельности в городе писал М.Ф.Чередник — наш земляк, краевед, участник Великой Отечественной войны, работник народного образования г.Кропоткина («Возникновение и развитие города Кропоткина», с.100-101): «С началом нового 1943-1944 учебного года открыли двери общеобразовательные школы в приспособленных помещениях. О соблюдении норм размещения учащихся не было и речи. Помещения отапливались плохо, стулья ученики приносили с собой, так как школьная мебель и оборудование было уничтожено немцами. Не хватало учебников, не было бумаги и тетрадей, не хватало многих «мелочей», без которых школы не могли нормально работать. Занятия проводились в три смены, школы открывались в семь утра и закрывались в 22 часа. Тем не менее, ученики успешно овладевали основами наук. Первый после оккупации выпуск, получивший среднее образование, состоялся в 1944 году в школах имени Белинского, Луначарского и Желябова».

Занятость школьников

На заседании исполкома Городского Совета депутатов трудящихся 13 мая 1943 года рассматривался вопрос о восстановлении детской технической станции (ДТС) в г.Кропоткине.

«Постановили:

1.Предложить гороно восстановить ДТС с сельхозуклоном с 15.05.1943г.

2.Пригласить на должность директора ДТС профессора Луку Илларионовича Волкова.

3.Установить персональный оклад профессору Волкову Л.И. за директорство — 600 руб. и за научную работу — 300 руб.

4.Поручить тов.Трунову отвести для ДТС помещение из 3-4-х комнат — срок 15 мая.

5.Отвести для ДТС земучасток в лесной полосе — 6 га, 12 га под древесный питомник, 4 га под огороды и 9 га полевой земли.

6.Предложить Горкоммунхозу выделить для ДТС двух лошадей, один ход и мелкий инвентарь сельскохозяйственный.

7.Утвердить смету ДТС на 1943г. в сумме 17000 руб.

8.Обязать гороно выдать в распоряжение директора ДТС на летний период бригаду 15-20 чел. из учащихся школ и педучилища. Привлечь для сбора семян и лекарственных растений учащихся до 14 лет, свободных от трудовой мобилизации.

Председатель Горисполкома Ченгарев.

Секретарь Горяйнова».

(Из протокола №6 заседания исполкома от 13.05.43г.).

Восстанавливая детскую техническую станцию с сельхозуклоном, горисполком одновременно решал вопрос помощи в снабжении продовольствием школьников и педагогов в учебное время, а также привлекал подростков к общественно-полезным делам.

Протоколом №13 исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 18 июня 1943 года гороно было поручено считать открытой с 15 июня в г.Кропоткине школу кройки и шитья с охватом 40 девушек и женщин, не занятых на производствах. Работа школы строилась на принципах хозрасчета, для чего районо и гороно разработали смету, предусмотрев оплату за обучение — 150 руб. Гороно предписывалось принять в школу кройки и шитья на бесплатное обучение пять женщин из рядов Красной Армии, а заведующего обязали провести 2-3 организационных выезда учащихся на местные сельхозработы.

О детской беспризорности и безнадзорности

На заседании Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся 30 июня 1943 года было решено обязать районо возобновить работу городской комиссии по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью. Для открытия эвакоприемника на 30 человек отвели помещение по ул.Лермонтовской. Районо с 1 июля 1943 года должно было приступить к восстановлению городского детдома. Артель «Путь к Социализму» обязали произвести пошивку 100 пар обуви для детей эвакокомнаты, эвакоприемника и детдома.

(Протокол №16 Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 30 июня 1943г.).

Уроки из прошлого

Последний налет на наш город вражеская авиация осуществила в сентябре 1943 года. Сегодня мы в полном объеме не можем представить, насколько трудно было поднимать город из руин, по крупицам восстанавливать разрушенное войной. С какими сложностями были сопряжены тогда поиски кубометра досок, мешка цемента, умелых рабочих рук.

Перечитывая документы Кропоткинского горисполкома того времени, нельзя не отметить, как планомерно из месяца в месяц решались вопросы народного образования, какое важное значение они имели для города. А ведь речь идет о времени, когда до окончательного разгрома фашистов было еще более двух лет, более того с Кубани оккупанты полностью были изгнаны только спустя 8 месяцев.

Силами оставшихся в тылу стариков, женщин и подростков, бывших бойцов, комиссованных из-за ранения или контузии, в кратчайшие сроки в городе налаживался образовательный процесс, уделялось внимание внешкольной занятости детей. Поражают целеустремленность городских и районных руководителей при выполнении принятых на себя обязательств. Они сознавали: надо как можно скорее вернуться к мирной налаженной жизни, к стабильно работающим заводам, фабрикам, учреждениям здравоохранения и культуры, к той поре, когда старшие ребята получают образование, а малыши находятся под надежным присмотром в детских садах.

В.Рудоман,

директор городского краеведческого музея, член Кропоткинской первичной организации Краснодарского отделения Российского общества историков-архивистов.

P.S. Тема о детях, которые жили на оккупированной территории г.Кропоткина, ближайших сел и хуторов, исследована не полностью. Краеведческий музей будет благодарен всем, кто поделится своими воспоминаниями о тех временах (kropmusei@mail.ru, тел.:8-861-38-6-62-74, г.Кропоткин, ул.Красная,68).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  

Hi!