Вы здесь: Общество Чтобы помнили

Чтобы помнили

Школу строили всем миром

E-mail Печать PDF

Было — стало

16soh_-14soh-22soh-33soh-4

Городскую школу №2 имени В.Маяковского знают многие. Мимо здания в стиле 40-х годов на улице Красной не пройдешь. Обязательно обратишь внимание на архитектуру, непривычную для сегодняшних образовательных школ, пышные ели и световую композицию «Играющие девочка и мальчик», которая оживает, загораясь электрическим светом по вечерам.

Как это было

Школа имени Маяковского берет начало в 1937 году. Из-за недостатка школьных помещений горком партии утвердил смету на строительство новой школы. На пересечении улиц Красной и Тоннельной, на месте хаток под камышом выросло двухэтажное здание. Но и в большой светлой школе все равно не хватало места всем ученикам: иногда за одной партой сидели по трое.

В 1941 году первый выпуск учащихся готовился к выпускному вечеру, но… бал не состоялся. 22 июня началась Великая Отечественная война. Во время оккупации здание разрушили до основания. После освобождения города, занятия проходили в приспособленных помещениях на переулках Братском, им.Лермонтова, Балковском, бывшей церкви на ул.Красной (по соседству с почтамтом). Школа работала в три смены. Вновь стал вопрос о строительстве нового здания. Решили возводить на прежнем месте и попросив предприимчивых горожан, организовавших на руинах школы базар, освободить площадь. Работа закипела. Помощь в строительстве оказывали учителя с учениками, которые приходили после уроков, трудились на летних каникулах: подносили кирпичи, убирали мусор, приводили в порядок новые классы. Это была народная стройка. В 1953 году новая школа готова была принять учеников. Тогда ей и присвоили новый номер — «вторая».

Через 38 лет зданию потребовался ремонт кровли, полов, отопительной системы, спортзала и кабинета истории. После ремонта появилась пристройка к основному зданию, где «поселился» кабинет иностранных языков и санузел.

Как теперь

Новая история школы началась в 2005 году. Парадный вход облицевали плиткой, заменили перила у лестницы, ведущей на второй этаж. Следующий этап — 2014 год, когда школа была признана победителем краевого конкурса на лучший кабинет кубановедения. В это время был открыт музей.

В 2014 году в школе реализована программа «Доступная среда»: оборудован санузел для детей с ограниченными возможностями здоровья, пандусы при входе в здание и кабинеты, установлен лифт для колясочников, поднимающий их на второй этаж. Сейчас все участники общеобразовательного процесса беспрепятственно передвигаются по школе. На дверях кабинетов установлены надписи для слабовидящих азбукой Брайля.

В 2015 году коллектив учебного заведения признан победителем краевого конкурса на лучшую подготовку к новому учебному году. Экскурсия по школе лучшее тому доказательство.

Ольга Васильченко.

Фото: снимки из школьного архива.

Казак искал деда

E-mail Печать PDF

jjjansectors37756iПоиски предков привели северянина в Кропоткин

Отставной военный из Иркутска приехал в гости к руководителю городского общества жертв политических репрессий 1930-1950 годов Валентине Матвеенко. О ее деятельности Владимир Ильинов узнал из всемирной сети интернет. Годы поисков корней рода привели его в станицу Темижбекскую, откуда его предков, видимо, выселили во время раскулачивания и расказачивания на Кубани. Валентина Георгиевна обладает огромной информационной базой, сотрудничает с Государственными архивами и немало собрала и вернула родственникам забытых имен репрессированных, в том числе и из ст.Темижбекской, где при ее активнейшем участии установлен памятник казакам, погибшим в 30-50-е годы. Владимир Ильинов привез Валентине Матвеенко результаты своих поисков прадеда с редким именем Меркул, заручился поддержкой и обещанием сотрудничать. Вскоре судьба еще одного казака, сгинувшего в горниле репрессий, станет известна потомкам.

Мария Трифонова.

Кавказский район — часть необъятной Кубани

E-mail Печать PDF

К 80-летию Краснодарского края

45_55gerbbbbb

Кавказский район образован в 1980 году. В 2008 году преобразован в муниципальное образование Кавказский район путем объединения с Кропоткином. Административный центр — город Кропоткин. Муниципальное образование Кавказский район является одним из самых молодых в Краснодарском крае.

Площадь территории составляет 122,5 тысячи гектаров.

Через район проходит автодорога федерального значения М-29 «Кавказ». В Кропоткине сходятся автомобильные дороги и железнодорожные линии четырех направлений: на север (Москва, Прибалтика, Украина, Беларусь), на восток (Ставрополь, Северный Кавказ), на запад (Краснодар), на юг (Черноморское побережье, Закавказье).

В состав муниципального района входят девять поселений, из них одно — городское и восемь — сельских. Численность населения района — 123 тысячи человек.

Основными отраслями экономики являются промышленность, торговля, сельское хозяйство, транспорт, строительство.

Экономика

Годовой объем товаров собственного производства крупных и средних предприятий составил 6 млрд 230 млн руб. (26-е место в краевом рейтинге основных экономических показателей, в 2015 году — 43-е).

Значительное место в промышленности района занимают малые предприятия, их доля оценивается в 37% общего объема производства промышленной продукции.

Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий в 2016 году составил 1 млрд 780 млн рублей, в первой половине 2017 года — 810 млн рублей.

В Кавказском районе завершена реализация инвестиционного проекта «Строительство цеха по изготовлению гофротары». Стоимость проекта — около 500 млн рублей. В ОАО «Кубанская картонажная фабрика» создано 219 рабочих мест. На заводе установлена новейшая линия по производству гофрированного картона, позволяющая перерабатывать сырье форматом до 2200 мм и производить трехслойный и пятислойный гофрированный картон.

Благодаря современному оборудованию и опытному высококвалифицированному персоналу, фабрика выпускает разнообразную упаковку. Годовой объем отгрузки продукции ОАО «Кубанская картонажная фабрика» составил 700 млн рублей.

В Кавказском районе действует уникальное предприятие по производству хозяйственного и туалетного мыла. ООО «Меридиан» обеспечивает до 10% общероссийского объема выпуска кускового мыла. За 2016 год выпуск продукции оценивается почти в 500 млн рублей, что в 1,67 раза больше, чем за 2015 год. Численность работающих составила 118 человек. Продукция пользуется спросом, как на территории России, так и за ее пределами. География экспорта продукции разнообразна, это Казахстан, Монголия, Куба, Китай, Азербайджан и Армения.

Налоги

Налоговые платежи хозяйствующих субъектов Кавказского района в консолидированный бюджет края ежегодно составляет около 2 млрд рублей.

Урожай

В уборочную страду-2017 сельские труженики собрали рекордный урожай пшеницы — 222 тыс.тонн зерна при урожайности 66,2% с гектара.

Жилье

В 2016 году в районе введено в эксплуатацию 48064 кв.м жилья, в том числе в многоэтажном фонде — 26668 кв.м. Это 429 квартир. С начала 2017 года отстроено 16600 кв.м жилья, из них 4676 кв.м — в многоэтажных зданиях (107 квартир).

Социальные объекты

В Кавказском районе возведены два современных детских сада — в г.Кропоткине и ст.Кавказской — на 250 мест каждый, модульная пристройка к детскому саду №26 в ст.Казанской, благодаря чему 40 малышей получают дошкольное образование.

По государственной программе жильем обеспечено 122 гражданина со статусом «сироты»

Образование

В образовательных учреждениях Кавказского района удостоены звания «Заслуженный учитель России» — 10 педагогов, «Заслуженный учитель Кубани» — 16 и «Почетный работник образования» — 64. Почетной грамотой министерства образования РФ награжден 91 педагог.

В школах и дошкольных учреждениях района трудятся 428 педагогов с высшей квалификационной категорией и 569 специалистов с первой категорией. В 2017 году педагогу ДЮСШ «Совершенство» Юрию Ключникову присвоено звание «Мастер спорта международного класса».

Здравоохранение

В 2016 году в районе родилось 1439 детей (из них 12 двоен), в первом полугодии 2017 года — 646 детей (6 двоен).

В системе здравоохранения Кавказского района девять человек удостоены звания «Отличник здравоохранения», 10 — «Заслуженный работник здравоохранения Кубани», один — «Заслуженный педиатр края», пять — награждены почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации, три — кандидата медицинских наук.

Крепкий кадровый потенциал, современная материально-техническая база позволяют уверенно строить планы и задачи развития медицинских учреждений для охраны здоровья жителей Кавказского района.

В районе построены и введены в эксплуатацию три офиса врачей общей практики в ст.Казанской и пос.Мирском, г.Кропоткине. Возведена детская поликлиника МБУЗ «Кропоткинская городская больница».

В рамках благотворительной помощи «Каспийского трубопроводного консорциума-Р» было приобретено четыре автомобиля скорой медицинской помощи, оснащенных современным медицинским оборудованием. Для районной и городской больниц приобретены две машины, оснащенные современным оборудованием для оказания неотложной помощи. За счет краевых и федеральных средств для МБУЗ «ССМП» приобретены два автомобиля скорой медицинской помощи, в МБУЗ «КГБ» куплены новый флюорограф и колоноскоп.

Культура

Из общего числа сотрудников звания «Заслуженный работник культуры Кубани» имеют 24 человека, «Заслуженный работник культуры Республики Адыгея» — один, «Заслуженный работник культуры Республики Дагестан» — один человек, звания «Почетный кинематографист России» — пять человек. 34 творческих коллектива имеют звания «Народный» и «Образцовый».

В 2017 году три коллектива учреждений дополнительного образования получили звания «Образцовый» и один — подтвердил звание.

Одним из наиболее ярких мероприятий, проведенных в Кавказском районе, в этом году стала театрализованная реконструкция боя под названием «Обратной дороги нет!», посвященная празднованию Дня Победы. У памятного знака, установленного на берегу реки Кубань, где курсанты Урюпинского военного училища вели бой вели с отборными частями немецко-фашистской армии за город Кропоткин, 75 лет спустя, вновь раздались пулеметные выстрелы, взрывы снарядов, скрежет фашистских танков, жуткий вой пикирующих самолетов, крики наступающих и стоны раненых бойцов. К счастью, эта страшная «симфония» звучала лишь из динамиков акустических колонок, а кровью на лицах молодых красноармейцев — обычная краска.

От желающих выступить в роли наших красноармейцев, не было отбоя. Всего в реконструкции приняли участие около 260 парней и девушек из школ и профучилищ Кавказского района.

Спорт

Кавказский район три года является бессменным лидером в развитии массового спорта. Здесь одна из лучших спортивных баз Краснодарского края — три современных спортивных комплекса и плавательный бассейн. Только с начала 2017 года в районе проведено более 40 краевых соревнований.

Славен район своими чемпионами. Более 800 победителей и призеров краевых, всероссийских и международных соревнований живут и тренируются в Кавказском районе.

Газета

В сентябре 2017 года районная газета «Огни Кубани» стала победителем регионального этапа конкурса «СМИротворец» по Южному федеральному округу за серию публикаций о межнациональных отношениях жителей Кубани, толерантности и дружбе народов, населяющих Краснодарский край.

По рельсам в прошлое

E-mail Печать PDF

Как это было

_-_rosvla00056767__1905_.vokziiiikkktr765443

15 июля 1875 года — начало движения поездов со станции Кавказская

В далеком 1872 году у бывшего поста Романовского появились первые строители — плотники и каменщики, грабари, выполнявшие земельные работы при помощи лопат, тачек и тягла. Так, 145 лет назад началось строительство участка Ростово-Владикавказской железной дороги и станции между станицами Кавказская и Казанская, получившей название Кавказской. Предполагалось, что населенный пункт у строящейся станции будет называться Кавказским. Этот поселок строителей железной дороги положил начало хутору Романовскому, а впоследствии нашему городу Кропоткину.

Зачем царскому правительству понадобилось прокладывать железнодорожные пути, соединяющие центральную Россию с Кавказом? И почему местом для одной из станций был выбран бывший пост Романовский? Об этом по порядку.

Торговый путь

В 1864 году при императоре Александре II полностью завершилось покорение горских племен Кавказа, весь Кавказ вошел в состав России. В том же 1864 году на Кубани в районе Майкопа было открыто нефтяное месторождение. Тогда особенно актуально обозначился вопрос о надежных путях для освоения Кубани — о торговых путях.

Одним из авторов проекта железной дороги «Ростов-Владикавказ» стал наместник царя на Кавказе его брат Михаил Николаевич. Он писал Александру II, что «одни победы оружия,.. одно участие русского войска и русских чиновников не в состоянии в близком будущем довершить задачу обрусения Кавказа. Оно может свершиться лишь посредством участия русской цивилизации, русских капиталов и русской промышленности, но для привлечения их в здешний край… нужно сократить расстояния, отделяющие Кавказ от центра России, а это возможно только посредством сооружения железнодорожных путей» (7 января 1869 года).

В 1870-1871 годах проводились полевые изыскания пути железной дороги, намеченной к строительству от Ростова-на-Дону до Владикавказа. И уже в 1872 году комитет по строительству железных дорог утвердил главное направление железнодорожной линии: Ростов — бывший пост Романовский и далее по долинам рек Кубани, Кумы, Молоки, Терека и до Владикавказа.

Инженер Штейнгель

Была выдана концессия на постройку дороги инженеру барону Рудольфу Васильевичу Штейнгелю. О деловых качествах Штейнгеля писал краевед А.А.Пташник в книге «История Кубани и Кропоткина»: «Крупнейший инженер путей сообщения, барон Штейнгель, в острой конкурентной борьбе за получение концессий на строительство Ростово-Владикавказской железной дороги вышел победителем. 2 июля 1872 года концессия была учреждена, а в сентябре того же года барон Штейнгель был избран акционерами директором.

Инженер Штейнгель имел огромный опыт в строительстве железных дорог в центральной части России. Под его руководством построены Московско-Рязанская, Московско-Курская, Орловско-Витебская, Балтийская, Грязевоцарицинская железные дороги. Ростово-Владикавказская железная дорога, одна из сложнейших, была построена в установленный срок, без необходимости доделок в последующем, каких-либо упущений. Их просто не было».

Станция

В договоре предусматривалось, что после 30 лет эксплуатации, в 1906 году, дорога будет выкуплена правительством, этот срок был перенесен на 1 января 1924 года (смена политического строя в Российском государстве 1917 года помешала осуществлению этого плана).

Бывший пост Романовский был выбран как один из пунктов для устройства железнодорожной станции и в дальнейшем города по четырем причинам: удобного расположения на местности — при пересечении линии железной дороги почтовою дорогой (от Ставрополя к Екатеринодару); как исходный пункт вверх при развитии пароходства на реке Кубани, чтобы речной транспорт находился в прямом сообщении с железнодорожным; в качестве перспективного места для развития сельскохозяйственной промышленности; как центр, от которого будет распространяться культурное влияние на окружающие станицы и хутора.

С марта 1873 года строительство железной дороги шло полным ходом, на нем было занято 17 тысяч рабочих. Это, в основном, беднота из Украины и центральных областей России, отправившаяся на заработки. Все поселенцы не казачьего сословия получили название иногородних.

Линия железной дороги

Наш современник, член Кропоткинской первичной организации Краснодарского краевого отделения РОИА, краевед В.Н.Фоменко в книге «Хутор Романовский — история образования» приводит сведения на 1873 год о строящейся железной дороге из «Памятной книжки Кубанской области. 1874г.»: «Общая протяженность строящейся Ростово-Владикавказской железной дороги составит 653 версты, из коих рельсовый путь пройдет, начиная от Ростова, по Екатеринославской губернии и области Войска Донского 79 верст, по Кубанской области 303 версты и остальные 271 версту по Ставропольской губернии и Терской области.

В пределах Кубанской области линия железной дороги пересекает земельные участки станиц, сел, частных лиц, аулов, земли колонистов и других владельцев; на землях этих учреждаются следующие станции:

— Павловская IV класса на 135 версте на станичной земле;

— Леушковская IV класса на 151 версте на станичной земле;

— Мирская IV класса на 211 версте на станичной земле;

— Кавказская II класса на 229 версте на станичной земле;

— Гулькевичи IV класса на 242 версте на земле Тайного совета Гулькевичи;

— Отрадная IV класса на 257 версте на земле генерала Коцебу;

— Кубанская IV класса на 274 версте на земле князя Святополка-Мирского;

— Армавирская III класса на 291 версте на земле села Армавир;

— Успенская IV класса на 313 версте на землях аула Конокова и т.д.».

Первый поезд

Железнодорожная колея на участке Кавказская-Мирская и далее на Ростов была уложена к июню 1874 года. Первый поезд со станции Кавказская на Мирскую проследовал 18 июня 1874 года. Он вез рабочих, которые жили в поселке Кавказском, а работали в Мирской. Следовательно, к этому времени у станции Кавказской уже образовался «поселок со значительным числом постоянных жителей: рабочих, служащих, торговцев. Но так как  большинство из них жили в железнодорожных бараках и домах, а не в собственных, то они считались не имеющими оседлости» (М.Ф.Чередник «Возникновение и развитие города Кропоткина», ООО «Кавказская типография», 2014г., стр.16).

Первый пассажирский поезд от Ростова-на-Дону во Владикавказ проследовал 15 июля 1875 года. В это время поезда состояли из паровоза, 6-8 двухосных вагонов и двигались со скоростью около 25 км в час. Вот как описывал первые впечатления жителей станицы Кавказской, наших ближайших соседей, от встречи с поездом историк Кубанского казачьего войска А.Д.Ламанов в своей работе 1914 года издания «Исторический очерк о заселении станицы Кавказской Кубанским казачьим войском» (стр.62): «Вся станица (Кавказская) вышла на яр посмотреть издали на двигавшийся поезд, дома остались только старые люди, в глазах которых движение поезда совершалось «нечистою силою», а не умом человеческим. В первое время шум двигающегося поезда, пар, свистки пугали животных, которые неслись в разные стороны, отчего получались только обломки от повозок и увечья самих животных и пассажиров на повозках, это вызывало озлобление против дороги и подтверждало мнение старых людей о действии нечистой силы. Впрочем, население и животные скоро привыкли к движению поезда».

Первые дома

Вместе с постройками служебных помещений для железной дороги — здание станции, паровозное депо, веерное депо — в поселке Кавказском строилось жилье. Первые турлучные и кирпичные дома появились на Бульварной улице. По материалам преподавателя средней школы №45 В.А.Помазанова, которые хранятся в фондах городского краеведческого музея, с северной стороны от железной дороги были пустыри, перемежающиеся с остатками леса. На нынешней улице Пушкина находились землянки. Их установили рабочие-землекопы (грабари) во время постройки железной дороги. Эти землянки стали занимать новые переселенцы, которые с проведением железной дороги широкой волной хлынули в эти места.

Когда за поселком Кавказским закрепилось наименование хутор Романовский, точно не установлено. «Скорее всего, переименование из пос.Кавказского в пос.Романовский и из пос. Романовский в хут.Романовский произошло поэтапно до 1894 года» (В.Н.Фоменко, «Хутор Романовский — история образования», ИРИО «Музеон», 2017г., стр.16-17). Первые достоверные данные о численности населения уже хутора Романовского датируются этим же 1894 годом. Тогда в хуторе насчитывалось 65 казачьих дворов и 894 двора иногородних, проживало 194 казака и 7953 иногородних жителя. Хутор Романовский развивался быстрыми темпами: к 1905 году казачьих дворов было 117 и 1502 двора иногородних, проживало 408 казаков и 19313 жителей не казачьего сословия.

Пассажиропоток

Число пассажиров, путешествующих через железнодорожную станцию Кавказская, увеличивалось. В книге М.Ф.Чередника «Возникновение и развитие города Кропоткина» приводятся данные за 1887 и 1897 годы, из которых видно, что за десятилетие количество проданных билетов возросло почти в два с половиной раза (в 1887 году — около 20,5 тысячи билетов, в 1897 году уже более 50,5 тысячи билетов). Очевидно, что расширение объема перевозок требовало увеличения числа рабочих и служащих железнодорожной станции Кавказская, а значит, косвенно, влияло на рост и развитие хутора Романовского.

Вокзал

В 1903 году было построено здание железнодорожного вокзала по проекту Петербургского проектного института (архитектор неизвестен). Строение из красного кирпича, сочетающие стили русской архитектуры средних веков и ампир, изначально вызывало заслуженное восхищение хуторян. И сейчас вокзал — памятник архитектуры начала ХХ века — объект гордости для всех горожан. На момент открытия это здание отвечало всем требованиям своего времени: имелись три зала ожидания, комнаты матери и ребенка, почта, парикмахерская, билетные кассы, здравпункт, помещение для полиции и служебные комнаты. На втором этаже размещалась комната отдыха транзитных пассажиров, ресторан, служебные комнаты. В подвале — котельная, склад, комнаты персонала. По свидетельству старожилов, под аркой центральной части проходил тракт в степь за железнодорожные пути, прямо через здание вокзала. С небольшими изменениями здание достояло до Великой Отечественной войны. Во время оккупации было разрушено, после освобождения Кропоткина от немецко-фашистских захватчиков вокзал полностью восстановили по старому проекту. Единственное существенное послевоенное изменение — возведенный в 1961 году тоннель из здания вокзала к третьей и четвертой платформам…

Паровозный парк

Но вернемся в начало ХХ века. В 1900-х годах паровозный парк депо насчитывал 30 пассажирских и товарных паровозов. Часть этих паровозов можно было видеть на путях и в 1930-е годы. Наиболее комфортные пассажирские вагоны — мягкие, первого и второго классов — предназначались для обеспеченной публики. В вагонах 3-го и 4-го классов колесили по своим нуждам представители малообеспеченных слоев населения. Ночью пассажирские вагоны освещались стеариновыми свечами, в течение всей ночи стоял полумрак, а в вагонах 4-го класса из-за отложных вторых полок — почти полная темнота.

Революция

На некоторых участках Владикавказской железной дороги движение оставалось однопутным, только 1 декабря 1913 года по всей дороге было открыто двустороннее движение, что, конечно же, поспособствовало ускорению продвижения поездов. В следующем 1914 году началась Первая мировая война, затем последовали февральская и октябрьская революции 1917 года, гражданская война (1917-1922 г.г.). Работники железнодорожной станции Кавказской вместе со всей страной участвовали в этих героических и трагических событиях, которые привели к появлению на мировой карте первого социалистического государства — СССР.

В глобальном масштабе развитие Владикавказской железной дороги поспособствовало расширению экономических связей Кубани и Черноморья с центральными районами России и зарубежными странами, втягивало их в мировое товарное обращение. И в новой стране железнодорожная станция Кавказская по-прежнему имела большое значение для развития нашего населенного пункта — теперь уже города Кропоткин (преобразование из хутора Романовского в город Кропоткин произошло в 1921 году).

И сегодня железнодорожная станция Кавказская — одна из крупнейших в крае, где останавливаются все проходящие поезда дальнего следования. По сей день здесь трудится уже далеко не первое поколение горожан, имеются династии железнодорожников.

С.Езаова,

сотрудника городского краеведческого музея.

Фото: строители Ростово-Владикавказской железной дороги; вокзал станции Кавказской (хутор Романовский, ныне г.Кропоткин).

JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL